Методическое сопровождение – это систематическая работа методиста или старшего педагога учебного заведения конкретного уровня, ориентированная на оказание помощи в решении проблем реализации педагогической деятельности и предоставлении рекомендаций по ее продуктивному осуществлению.
Методическое сопровождение реализуется по различным направлениям педагогической деятельности. Так, в ДОУ сопровождение затрагивает различные стороны работы педагога, в том числе и разные аспекты реализации требований, предусмотренных ФГОС ДО.
Необходимость методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Принятые стандарты педагогической деятельности ДОУ предъявляют новые требования к профессионализму педагогического коллектива заведений данного уровня. В том числе, происходят серьезные управленческие изменения в деятельности ДОУ, затрагивающие и работу методической службы. Методическое сопровождение, в условиях реализации ФГОС ДО, требуется каждому педагогу. Это обусловлено следующими обстоятельствами, являющимися следствием принятия ФГОС ДО:
- Отсутствие опыта практической педагогической деятельности у большинства педагогов ДОУ, отвечающей современным требованиям стандартов;
- Несоответствие уровня развития профессиональной позиции педагогов ДОУ разработанным требованиям;
- Необходимость изучения педагогами новой документации, ее понимания и разбора;
- Необходимость постановки работы каждого педагога на новый инновационный уровень – разработка новых методов ведения образовательной деятельности, продуктивных ее форм и инновационных технологий реализации;
- Необходимость совершенствования профессионально значимых качеств педагогов ДОУ.
Эти обстоятельства определяет необходимость введения в современном ДОУ методической службы, ориентированной на реализацию ФГОС, а точнее ее переустройство и совершенствование.
Целевое назначение и направления методического сопровождения педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов ДОУ на современном этапе образовательной деятельности, ориентированной на реализацию требований стандартов, нацелено на развитие профессиональной компетентности педагогов в контексте ФГОС ДО и совершенствование их педагогической деятельности, отвечающей стандартам нового поколения.
методической работы в условиях внедрения ФГОС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Задачи методической работы в условиях внедрения ФГОС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методическая работа нового типа, ориентированная на освоение требований ФГОС ДО и их практическую продуктивную реализацию на всех этапах образовательной деятельности дошкольного учреждения, реализуется в ДОУ по следующим направлениям:
- Оказание помощи в изучении и постижении педагогами нормативных основ обновления содержания образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
- Создание условий для развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ, установленных стандартами и развития их профессионально значимых качеств. Здесь имеется в виду педагогическая активность и инициативность, потребность в развитии и профессиональном самосовершенствовании.
- Создание основ проектирования методической работы, исходя из запросов ее пользователей. Имеется в виду методическое сопровождение педагогов ДОУ в их практической педагогической деятельности, реализации инновационных направлений работы и регулярное проведение методических мероприятий разной направленности.
- Создание условий для непрерывного профессионального развития педагогов ДОУ. Предполагается развитие у каждого педагога потребности и осознания необходимости в самообразовании, саморазвитии и самосовершенствовании своего профессионализма. Такие условия требуют периодического обучения педагогов, через организацию дистанционных курс повышения квалификации, прослушивания вебинаров по разным направлениям педагогической деятельности, организацию методических объединений в интернет-пространстве, обеспечение свободного доступа к электронным библиотекам, методическим данным, профессиональным педагогическим сайтам, включение в профессиональные педагогические сообщества.
- Организация сопровождения практической деятельности педагогов ДОУ, в том числе в аспектах использования новых методов и форм работы.
Принципы организации методического сопровождения педагогов ДОУ
Современное методическое сопровождение педагогов ДОУ реализуется в опоре на следующие принципы:
- В основе методической деятельности должен лежать ценностный фундамент.
- Обязательное понимание смыслового значения вносимых изменений в педагогический процесс каждым его участником.
- Развитие мотивации педагогов к участию в методической деятельности, развитию интереса к применению инновационных методов работы.
- Организация сетевого взаимодействия педагогов ДОУ. Оно может быть организовано не только на уровне одной дошкольной образовательной организации, но и путем включения педагогов в сообщества, методические объединения.
- Опора на зону ближайшего профессионального развития каждого педагога. Необходимо проводить диагностику уровня профессионального развития педагогов ДОУ, их рабочих проблем и наличие точек роста педагога через проведение мониторинга его методической деятельности, анализа ее регулярности и продуктивности.
- Развитие мотивации педагогов к творческим аспектам педагогической деятельности. производится стимулирование творческого развития педагога и применения творческих направлений в его профессиональной деятельности.
- Последовательное развитие педагогов. Оно предполагает постепенный переход педагогов по ступеням своего профессионального роста, постепенное развитие профессионального мастерства и совершенствование своих профессиональных навыков деятельности.
Методическое сопровождение педагогов ДОУ, ориентированное на реализацию требований новых стандартов, предполагает рост активности педагогов в творческих аспектах педагогической деятельности и формирование навыков адекватного оценивания своей профессиональной деятельности и реализации творческого подходу к делу.
Кроме того, возникает необходимость непрерывного стимулирования педагогов к росту и развитию, через систему вознаграждений разного рода. Так, могут быть организованы конкурсы педагогического мастерства, проведены соревнования по реализации разных подходов к организации образовательной деятельности, оценены успехи учащихся, полученные при использовании новых методов и форм работы и т.д.
Заслуги педагогов требуют признания и поощрения. Они могут иметь разные формы реализации, стимулируя профессиональный рост и развитие педагога.