Алгоритм деятельности воспитателя по проектированию образовательной программы ДОО
Проектная деятельность – это совместная работа взрослого и ребенка, направленная на планирование и организацию педагогического процесса в рамках определенной темы, то есть осуществление замысла с момента его возникновения и до завершения последнего этапа.
Проект – работа, которую необходимо выполнять, чтобы достичь заранее запланированный результат в рамках отведенных сроков. В процессе работы над проектом всегда создают определенный продукт деятельности. Проект будет завершен тогда, когда разработанный продукт начнут использовать, признают его жизнеспособность. Метод проектов актуален и эффективен, он предоставляет возможность экспериментирования, развития творческих способностей, личностных качеств и коммуникативных навыков.
Образовательную программу ДОО проектируют в соответствии с определенным алгоритмом действий:
- создание в учреждении рабочей группы, разрабатывающей образовательную программу. Рабочая группа включает представителей администрации и педагогического коллектива – 5-7 человек;
- утверждение состава рабочей группы приказом заведующего ДОУ;
- организация деятельности рабочей группы в соответствии с Положением о Рабочей группе по разработке образовательной программу ДОУ, которая разрабатывается администрацией учреждения, обсуждается и принимается на педсовете и утверждается приказом заведующего;
- рабочая группа приступает к работе в соответствии с утвержденным планом, в котором указывают ряд конкретных мероприятий, определяют сроки их выполнения и назначают ответственных лиц;
- проведение оперативных совещаний рабочей группы по мере необходимости, примерно 1-2 раза в месяц. Решения оформляют в протокол, составляемый секретарем и подписываемый председателем Рабочей группы;
- обсуждение проекта образовательной программы ДОУ, его дополнение и принятие на педсовете;
- утверждение окончательного варианта образовательной программы ДОУ приказом заведующего и введение его в действие.
На начальном этапе разработки образовательной программы ДОУ необходимо провести анализ деятельности учреждения за последние три года. Результаты данной работы должны быть представлены в следующих категориях:
- оценка нормативно-правовых условий – локальные акты учреждения, руководство и управление образовательной деятельностью;
- информация о кадровом составе педагогического коллектива – уровень образования, курсовая подготовка, квалификация, возраст, пед. стаж и пр.;
- анализ программно-методического обеспечения – определение в соответствии с какими образовательными программами ведется работа ДОУ, их совместимости, взаимодополняемости, достаточности или недостаточности;
- уровень методической работы учреждения – научно-методическое обеспечение образовательной деятельности, формы методической работы – советы, семинары, творческие и проблемные группы, комиссии, клубы, школы и пр.;
- информация о воспитанниках и их семьях, то есть составление социального паспорта;
- диагностика образовательного процесса – уровень знаний, умений и навыков детей в соответствии с четырьмя сферами развития детей: физической, познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-личностной, а также информация о дополнительных образовательных услугах – кружках, секциях, студиях и пр.;
- состояние организационно-педагогических условий – материально-технической базы, наличие и оснащение помещений, учитывая приоритетные направления деятельности учреждения, а также характеристика социума.
При анализе необходимо обращать внимание на состояние приоритетного направления деятельности учреждения, определить положительные стороны образовательной деятельности, выявить проблемы и недостатки, установить ряд причинно-следственных связей между ними.
Основываясь на проблемно-ориентированном анализе, можно определить цели и задачи образовательной программы в соответствии с четырьмя сферами развития ребенка. Они должны быть сформулированы в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ, целями и задачами, которые указаны в Уставе учреждения.
Структура образовательной программы ДОУ:
- проблемно-ориентированный анализ работы учреждения за 3 года, цель и задачи четырех сфер развития детей, учебный план, режим дня;
- программно-методическое обеспечение образовательной деятельности, модель выпускника;
- управление реализацией образовательной программы, план реализации программы сроком на 5 лет;
- мониторинг результатов реализации образовательной программы;
- приложения.
Учебный план составляют в соответствии с требованиями реализуемых образовательных программ. Каждая комплексная программа должна вестись в соответствии с отдельно подготовленным учебным планом. Если кроме базисного плана в дошкольном учреждении осуществляют дополнительные образовательные услуги, то необходимо составить учебный план дополнительного образования детей.
Для каждой комплексной программе составляют отдельную таблицу. Режим дня устанавливают в соответствии с требованиями реализуемой образовательной программы в каждой возрастной группе, учитывая двенадцатичасовое пребывание детей в детском саду.
Модель выпускника выступает предполагаемым результатом реализации образовательной программы и состоит из четырех блоков, так как всестороннее развитие детей осуществляется по четырем основным направлениям – физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное, и выстраивается на основании поставленных в начале работе задач.
Блок управления образовательной программой включает схему руководства учреждением с указанием коллегиальных органов управления, распределения обязанностей руководства и управления между всеми членами администрации учреждения.
Персональные циклограммы деятельности администрации могут быть включены в приложение образовательных программ.
Далее составляют мониторинг результатов реализации образовательной программы ДОУ. Описывают форму организации сбора, хранения, обработки и передачи информации, касающейся образовательной деятельности учреждения, а также указывают методики, посредством которых осуществляют диагностическое обследования. Приложение состоит из таблиц, моделей, циклограмм, схем и пр.
Оформление дополнений к образовательной программе
Изменения и дополнения в образовательную программу вносят в соответствии со следующей схемой:
- аналитическая справка, то есть обоснование необходимости изменений и дополнений;
- протокол педагогического совета, касающегося принятия изменений и дополнений в образовательную программу;
- приказ по ДОУ о реализации принятых изменений и дополнений.
Все обозначенные документы являются необходимой частью приложений к образовательной программе, так как демонстрируют механизм ее разработки в конкретном рассматриваемом образовательном учреждении.