Работа социального педагога с родителями
Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, членов которой связывают общий быт, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
В каждой семье выработана совокупность норм, санкций и поведенческих образцов, которыми регламентирован процесс взаимодействия супругов, родителей и детей, детей друг с другом.
Семейное воспитание – это относительно осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали представлениям старших о том, каким должен быть ребенок.
Основные задачи работы социального педагога:
- систематически разносторонне просвещать родителей в области педагогики, то есть, знакомить их с основами теоретических знаний, а также с практической работой с учащимися;
- привлекать родителей к активному участию в учебно-воспитательной деятельности;
- формировать у родителей потребность в самообразовании;
- знакомить учителей-предметников с различными методами семейного воспитания, отбирать и обобщать наиболее удачный опыт.
Наиболее рациональными формами работы с родителями, сложившимися в практической деятельности, являются общие и классные родительские собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции и конференции, посещение семей учащихся, оформление текстовых материалов, отличающихся формой и содержанием, фотомонтажи, выставки детских работ. Родители могут привлекаться к участию в организации учебно-воспитательной деятельности – руководству кружками, выступлениям перед детьми и родителями, подготовке и участию в проведении внеклассной и внешкольной деятельности, хозяйственной помощи и пр.
Наладить с родителями доброжелательные контакты значительно легче, если социальный педагог будет выстраивать общение целенаправленно, с учетом ситуации, заранее продумает содержание беседы и ее ход, возможные варианты ее развития.
Преимущество индивидуальной работы в том, что находясь наедине с социальным педагогом, родители могут откровенно рассказать ему о своих отношениях внутри семьи, о которых не заговорили бы в присутствии посторонних людей. Индивидуальная беседа должна строиться вокруг основного правила – содержание ее должно остаться только между участниками беседы и не выходить за рамки кабинета.
Необходимо внимательно относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только при условии, что ее выполнение может навредить ребенку.
Работа с семьями из группы риска
Обязанности социального педагога включают необходимость посещать семьи с детьми, с девиантным поведением.
Первый визит в семью всегда ответственный момент, часто оказывающий воздействие на доверие к учителю со стороны родителей. Необходимо заранее подготовиться к этому, узнать состав семьи, материальное положение, выяснить место работы родителей, продумать возможные вопросы членов семьи и ответы на них.
Последующие посещения семьи планируются с учетом результатов предварительного знакомства, поведения ребенка в классе, отношения родителей к своим обязанностям, их участие в школьной жизни.
Особенные затруднения представляют неблагополучные семьи, которые можно объединить в две группы:
- семьи социального риска, в которых дети могут пребывать в социально опасном положении из-за неполноты принятия родителями мер по надлежащему их содержанию, обучению и воспитанию;
- семьи, находящиеся в социально опасном положении – в которых родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию детей, их обучению и оказывают отрицательное влияние на их поведение, либо жестоко с ними обращаются.
Такие семьи берутся социальным педагогом на особый контроль. Он регулярно их посещает, целенаправленно проводит с родителями отдельные индивидуальные беседы.
На основании Регламента работы с неблагополучными семьями, направленным на предотвращение безнадзорности, социального сиротства, а также лишения родительских прав, в котором четко определено кто должен принимать участие в процессе выявления неблагополучных семей:
- управление социальной защиты населения администрации города, управление образованием, управление здравоохранения, а также лечебно-профилактические учреждения при обращении граждан и после проведения определенных наблюдений;
- участковые уполномоченные полиции, сотрудники отделений по делам несовершеннолетних УМВД также после обращений граждан или наблюдения;
- подведомственные образовательные учреждения любого типа и вида – после проведенного наблюдения в процессе воспитательной работы с учениками и их родителями;
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав – в процессе рассмотрения дел о правонарушениях несовершеннолетними.
Информация органом, который выявил неблагополучную семью, в течение 3х дней передается письменно с подписью руководителя в управление социальной защиты населения администрации города, а также в органы опеки и попечительства.
Управление социально защиты населения на основании полученной информации может:
- поставить на учеб неблагополучные семьи;
- сформировать городской банк неблагополучных семей;
- подготовить комплексную программу индивидуально-профилактической работы с неблагополучными семьями, с задействованием всех субъектов системы профилактики.
Социально-неблагополучные семьи ставятся на учет также в тех органах и учреждениях муниципальной системы профилактики, которые должны быть привлечены к работе с ними.
По запросу управления социальной защиты населения, органы и учреждения системы профилактики в течение 10 дней должны предоставить подробную информацию о несовершеннолетних, членах неблагополучной семьи и акт ЖБУ.