Литературное чтение – это учебная дисциплина, направленная на формирование у учащихся читательской компетенции (навыков чтения, восприятия художественных произведений), знакомство с литературой разных жанров и проведение ее анализа.
Литературное чтение является учебной дисциплиной начальной школы. Оно позволяет привить учащимся навыки искусства слова и научить основам выразительного чтения.
На данных уроках активно применяются современные методы обучения. В частности, ИКТ технологии. Их применение повышает качество образовательного процесса и способствует формированию у учащихся не только знаний в области литературы, навыков чтения, но и формирует универсальные учебные действия учащихся и развивает информационную культуру подрастающего поколения.
Модель урока литературного чтения с применением ИКТ
Уроки литературного чтения, построенные на использовании ИКТ, основаны на поэтапной реализации учебной программы. Литературное познание реализуется в течение следующих этапов работы:
- Этап первоначального самоопределения текста, предпонимания. На нем происходит знакомство с автором произведения, его творчеством, замыслом данного произведения, чтение педагогом художественного произведения, медленное чтение учащимися, акцентирование внимания на важных моментах, непонятных местах.
- Этап анализа текста произведения. Он начинается с обозначения педагогом задачи урока и целей прочтения конкретного произведения т.е. что учащиеся должны вынести из него, какие навыки и знания сформировать. Педагог проводит с учащимися обсуждение текста. Им составляются вопросы и задания по тексту. Для этого применяются методы моделирования, мультимедийные технологии, а также коллективная работа с текстом, посредством его выведения на проектор, интерактивную доску.
- Рабочий этап работы с текстом. Проводится оценка деятельности учащихся на уроке, посредством тестирования и творческих заданий: инсценирование, творческий пересказ, написание сочинений и эссе, создание иллюстраций к тексту, рисование в программе Paint.
Такие уроки требуют тщательной подготовки педагогом. Методические рекомендации требуют при планировании уроков литературного чтения с применение ИКТ технологий заносить их в технологическую карту урока таким образом, чтобы для каждого этапа была определена цель, период его реализации, форма работы, методы и способы деятельности учащихся, функциональная роль педагога и ожидаемые результаты.
Для всего урока должны быть определены условия использования ИКТ, их целесообразность и варианты применения.
Направления применения ИКТ на уроках литературного чтения
ИКТ используются в литературном познании по следующим направлениям:
- Работа с Интернет-ресурсами.
- Создание презентаций к урокам чтения.
- Применение обучающих программ.
- Использование электронных учебных пособий.
- Использование интерактивной доски.
- Создание в программе Publisher дидактической основы работы: печатная верстка учебного занятия.
- Ведение педагогом веб-сайта, страницы своей деятельности, на которой отражается опыт применения ИКТ и его актуальность в современном образовании.
Данные направления деятельности позволят учащимся освоить работу с Интернет-ресурсами, электронными учебниками, выбирать и сортировать учебную информацию.
Презентации позволяют реализовать принцип наглядности в литературном обучении. Информации предстает в наглядном виде. Ее яркость и красочность привлекает внимание и способствует ее лучшему усвоению.
Кроме того, учащиеся учатся работать с разными программами, создавать творческие проекты, анализировать художественные произведения.
Интерактивные средства, применяемые на уроках позволяют сформировать у учащихся навыки чтения, понимания текста, развить основы выразительного чтения и сформировать оптимальный темп чтения, при котором смысл текста доступен для понимания и восприятия, как самим читателем, так и слушателями.
Применение цифровых образовательных ресурсов на уроке литературного чтения
Выбор того или иного цифрового образовательного ресурса определяется целевым назначением урока, его типом и техническими возможностями учебного заведения.
Цифровые ресурсы могут быть использованы на уроках в качестве:
- Текстовой информации о целевом назначении урока на его подготовительном этапе, на этапе презентации учебного материала, на этапе закрепления знаний учащихся.
- Аудиоресурсов на разных этапах урока и для разных целей. Так могут быть представлены тексты для прослушивания, материалы для пояснения, анализа произведений, знакомства с биографией автора и т.д.
- Иллюстраций и видео материалов для знакомства с новым произведением.
- Самостоятельной работы учащихся в виде тестовых и контрольных заданий, творческих проектов, самостоятельного чтения.
- Творческой работы по созданию диафильмов по разным темам. Они могут состоять из иллюстраций к конкретному произведению или иллюстраций учащимися своего видения сути произведения, возможного развития сюжетной линии и т.д. Диафильмы предполагают прочтение произведения, разделение его на отрывки, создание к ним иллюстраций, выделение важных моментов в тексте, отражающих его суть, а также создание вступления к фильму и его завершение в виде титров.
- Видеоматериалов, обучающих выразительному чтению, поэзии, навыкам прочувствования настроения и характера героев произведения.
- Кроссвордов по теме урока. Кроссворды отражают факты о прочитанном произведении, его героях, основных событиях. Их решение способствует лучшему усвоению текста произведения, полноценному пониманию его сути.
Икт технологии и цифровые образовательные ресурсы являются средством познавательной мотивации учащихся. Они максимизируют познавательную активность, повышают объем урочной работы и степень усвоения учебного материала.