Характеристика метода проектов
Метод проектов – это педагогическая технология, стержень которой – самостоятельная детская деятельность – исследовательская, познавательная, продуктивная, при осуществлении которой ребенок стремится познать окружающий мир и воплотить новые знания в реальные продукты.
Реальные достоинства данного метода могут принижаться стремлением педагогов превратить в проект любую деятельность детей, даже если это не имеет никакого смысла. Например, в первой младшей группе детского сада воспитатель может предложить создать проект «Моя любимая игрушка», но участникам данной проектной деятельность всего лишь по два года и для них она не несет никакой ценности.
Веракса Н.Е. сформулировал несколько важных проблем использования метода проектов:
- несоответствие традиционной формы организации образовательного процесса и характера проектной деятельности, что создает сложности для воспитателя, так как он вынужден искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу;
- непонимание различий субъектной и объектной позиции ребенка. Субъектность в данном случае – выражение инициативы и проявление самостоятельной активности;
- необходимость формировать субъектную позицию педагога – часто срабатывают стереотипы педагога, привычный дисциплинарный подход, когда педагог предлагает детям выбрать вариант, ждет от них идей, но вывод делает самостоятельно.
Иными словами, необходимо в первую очередь определить, что такое проект и выделить его признаки, понять его отличие от всех остальных видов самостоятельной деятельности. Также должна быть четко определена степень участия педагога и ребенка на разных ступенях выполнения проекта, показана специфика использования метода проектов в образовании.
Формирование навыков проектной деятельности необходимо учащимся, чтобы вооружить их универсальным средством решения различных проблем, включая образовательные. Проектная деятельность в системной педагогике должна быть использована не вместо системы обучения, а вместе с ней, в качестве компонента образовательной системы, то есть непосредственной образовательной деятельности.
В процессе реализации проектной деятельности решаются следующие задачи:
- вызвать у учащихся интерес к окружающему миру и людям, которые его создают, подкрепляя его яркими, эмоционально богатыми впечатлениями;
- разнообразить насколько это возможно деятельность детей;
- создать привлекательную среду, которая обеспечивает возникновение интереса к разнообразной эвристической и поисковой деятельности детей;
- формировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности учащихся;
- формировать умение каждого участника образовательной деятельности видеть и находить значимые в исследовательском и творческом плане проблемы;
- подключать к этому процессу родителей учащихся.
Классификация проектов
Классификацию проектов проводят по следующим основаниям:
- тип доминирующей деятельности – исследовательская, творческая, ролевая, информационная;
- предметно-сюжетная область – монопроекты, которые создаются в рамках одной образовательной области или межпредметные проекты, которые затрагивают 2-3 образовательные области;
- характер координации – открыты - координация, при которой педагог открыто руководит проектами, обучая детей, подсказывая и пр.; скрытые – педагог незаметно направляет деятельность учащихся, имеющих большую свободу;
- количество участников – индивидуальные проекты, когда каждый ребенок создает собственный продукт; парный – ребенок работает вместе с родителем; групповой и коллективный – педагог распределяет учеников на группы и координирует деятельность каждой группы;
- продолжительность – краткосрочные проекты, рассчитанные на несколько занятий или несколько дней; долгосрочные – от одного месяца до целого года;
- характер контактов – внутригрупповые, межгрупповые, региональные.
Исследовательский проект – тип проект, главная цель которого – выдвинуть и проверить гипотезу. По своей структуре он похож на научное исследование. Он состоит из обоснования актуальности выбранной темы, постановки исследовательских задач, обязательного выдвижения гипотезы с дальнейшей ее проверкой, обсуждением и анализом полученных результатов.
Творческий проект – тип проектов, центр которых – творческий продукт. Они предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческими проектами предполагается соответствующее оформление результатов. Обычно у таких проектов отсутствует детально проработанная структура совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть представлен совместной газетой, книжкой, видеофильмом, спектаклем, игрой, праздником и пр.
Ролевой проект – его участники играют определенные роли в зависимости от характера и содержания проекта. Структура данного проекта только намечается и остается открытой до момента, как работа будет завершена. Участники могут играть роль литературных персонажей или выдуманных героев, имитирующих социальные или деловые отношения, которые могут осложняться придуманными участниками ситуациями.
Информационный проект – направлен на сбор информации, касающейся того или иного объекта или явления. Предполагает изучение участниками проекта найденной информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначаемых для широкой аудитории. Такой проект, как и исследовательский, предполагает хорошо продуманную структуру, возможность систематической коррекции в течение работы. Работая над проектом, обозначают его цель, обосновывают актуальность, указывают источники информации. После этого проводят мозговую атаку, информацию обрабатывают посредством анализа, обобщения, сопоставления с известными фактами, формулируют выводы. Результат представляют в формате презентации.
Практико-ориентированный проект – имеет с самого начала четко обозначенный результат деятельности участников. При этом этот результат ориентируется на социальные интересы самих участников. Такой проект предполагает тщательно продуманную структуру, сценарий всей деятельности участников и определение функции каждого из них, формулирование четких выводов, то есть оформление результатов проектной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.