Понятие медиатекста
Медиатекст – это сообщение, текст любого медийного вида и жанра
Понятие медиатекста впервые появилось в ХХ веке в связи со стремительным развитием СМИ, то есть медиа, когда традиционный печатный текст начал сменятся другими разновидностями информации.
Медиатекст состоит из неоднородных знаков. Такие тексты в лингвистике называются «поликодовые». Основная масса исследователей согласны, что текст, который функционирует в сфере массовых коммуникаций, кроме словесной оболочки обладает новыми характеристиками, обусловленными медийными свойствами СМИ, при помощи которого данный текст представлен аудитории. Например, на телевидении текст представляет собой словесную канву, видеоряд, звуковое сопровождение. Все три этих уровня функционируют одновременно как единое целое. Многие исследователи определяют медиатекст в качестве совокупности вербальных и медийных признаков.
В сфере массовых коммуникаций, включая и телевидение, функционирует огромное количество разного рода текстов. Т. Г. Добросклонская выделила четыре наиболее распространенных типа медиатекстов:
- новостной текст;
- информационно-аналитический текст;
- текст группы «features»;
- рекламный текст.
Особое внимание стоит уделить новостным телевизионным текстам, то есть выпускам новостей. Т. Г. Добросклонская выделили именно новостные тексты в качестве базовых текстов массовой информации.
Базовый текст – это текст, в котором сконцентрированы все основные черты и характеристики рассматриваемой области речеупотребления.
Также Т. Г. Добросклонская выделила несколько факторов, позволяющих рассматривать именно новостной текст, как основной или базовый текст массовой информации:
- реализация информативной функции масс-медиа;
- определенный формат новостного текста;
- устойчивые макро- и микроструктуры на семантическом уровне;
- устойчивые лингвостилистические признаки;
- высокий уровень культуроспецифичности;
- многократная воспроизводимость.
Характеристика новостного текста как базового типа медиатекстов
Тексты новостных репортажей выполняют одну из основных функций массовой коммуникации, а также языка – передают информацию. Благодаря новостным текстам люди имеют возможность узнать, что в настоящее время происходит в мире, об уже произошедших событиях и планах на ближайшее будущее, затрагивающих все сферы общественной жизни: политику, экономику, образование, здравоохранение, культуру и спорт.
Новостные тексты, включая телевизионные, имеют определенный формат, выделяющий их из числа других медиатекстов.
Формат – это устойчивое соотношение формальных признаков текста и компонентов его содержания.
На телевидении формат текстов представлен сеткой новостных программ, то есть построенными по определенной модели, соответствующие всем требованиям телевизионного формата выпуски новостей выходят ежедневно в одно и то же время.
Новостным текстам характерна устойчивость не только в плане формата, но и на уровне семантики и синтагматики. Семантика новостных текстов представлена устойчивым списком тем, которые регулярно освещаются в СМИ. Например, вопросы политики, экономики, культуры, спорта, образования, социальной жизни людей и бизнеса. Крупные тематические компоненты могут быть разделены на более мелкие, например, политические новости могут включать такие более мелкие тематические единицы, как внутренняя или внешняя государственная политика, переговоры на разных уровнях, военные конфликты, политические скандалы и пр.
Синтагматика новостных текстов имеет следующие характеристики:
- преобладают определенные структурные типы словосочетаний, а именно глагольные, что объясняется задачей новостного текста – сообщить о происходящих событиях;
- преобладание распространенных пассивных глагольных конструкций;
- большее, в сравнении с другими типами медиатекстов, количество лексических соединений или сложных слов, зачастую многоэлементных, что вызвано ограниченностью новостного текста по времени, а значит, происходит сжатие информации;
- значительное количество речевых и тематических клише в тексте;
- цитирование;
- текстообразующими элементами выступают фразы-связки, ссылки на источники информации, фразы для введения цитат.
В новостных текстах содержится большое число слов и словосочетаний, которые обозначают регалии и артефакты конкретного государства, так как рассказывают о реально живущих лицах и реально происходящих событиях. Также новостные тексты пронизаны идеологией народа, о котором идет речь, в ней отражена система ценностей народа и проявляется в определенном ракурсе подачи и интерпретации информации. Наши представления о происходящих в других странах событиях, полностью зависят от того, каким образом различные СМИ интерпретируют конкретное событие, то есть под влиянием масс-медиа формируется информационная картина мира, тесно связанная с языковой картиной мира.
Все вышесказанное объясняет, что новостные тексты обладают высокой культуроспецифичностью, так как выступают как результат культурно-речевой деятельности каждого конкретного коллектива, говорящего на рассматриваемом языке.
В связи с особой организацией процесса массовой коммуникации одна и та же новость, то есть сообщение об определенном событии, распространяется одновременно посредством работы различных СМИ в огромном количестве вариаций. Повторяемость новостных текстов может быть двух вариантов: синхронная и диахронная. Синхронная повторяемость отмечается тогда, когда одна и та же новость освещается в одно время несколькими СМИ: в газетах, на радио, на телевидении, в Интернете. Диахронной повторяемостью подразумевается частичное или полное воспроизведение новостного текста одним и тем же СМИ на протяжении суток.
Совокупность всех названных выше факторов не оставляет сомнений в том, что новостные тексты – это базовые тексты массовой информации, овладев которыми ученики старших классов не будут испытывать затруднений в становлении коммуникативной компетенции, написании текстов и сочинений.