Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода

Актуальность использования интегративного подхода к математическому развитию старших дошкольников

Определение 1

Математическое развитие – это изменение познавательного развития ребенка, направленное на формирование у него целостной картины мира посредством математических представлений и математических законов.

Математическое развитие дошкольника имеет важное воспитательное и развивающее значение. Оно определяет эффективность умственного развития ребенка, становление его речи, социальное развитие личности и становление эмоциональной стороны личности.

Современное дошкольное образование базируется на принципе интеграции, который означает объединение всех образовательных областей для получения целостного продукта, являющегося социально развитой личностью ребенка дошкольного возраста, наделенной гармоничными качествами и, способной легко и продуктивно внедриться в социальную среду.

Определение 2

Интегративный подход в образовании – это объединение знаний и навыков из разных дисциплинарных областей на одном учебном занятии, их соединение и дополнение для ознакомления с определенной темой.

Использование интегративного подхода в дошкольном образовательном заведении объясняется рядом причин:

  1. Необходимость познания детьми мира в его многообразии и единстве, что делает нереальным образовательная программа, поскольку она содержит разрозненные факты и не дает полноценного представления о том или ином явлении или объекте.
  2. Актуализация личностного потенциала дошкольников. Дети развивают стремление к познанию окружающего мира, желают найти смысл различных процессов и явлений, познать их устройству, на основе причинно-следственных связей и логики.
  3. Увлекательная форма деятельность. Интегративное познание реализуется в необычной форме. Такое познание увлекает ребенка, мотивирует его к познанию. Интерес ребенка к познанию мира возрастает, а учебные занятия становятся более продуктивными.
  4. Тенденции развития современного общества связаны с интеграцией во всех сферах жизнедеятельности. Система образования не является исключением. Она требует интеграции и использования интегративного подхода в различных аспектах и направлениях учебно-воспитательной работы.
  5. Междисциплинарные связи сокращают время обучения, высвобождая его для самостоятельной деятельности, досуга, физического развития дошкольников.
  6. Интегративный подход открывает возможности личностного развития педагога и активизации его творческого потенциала.
  7. Познание математики с помощью интегративного подхода позволяет получить первостепенные математические представления за короткий временной промежуток, делая занятие более понятным, придавая учебному материалу яркий эмоциональный окрас.
«Математическое развитие старших дошкольников на основе интегративного подхода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы построения математического занятия старших дошкольников на основе интегративного подхода

Содержание учебного материала по математике при использовании интегративного подхода имеет смешанную структуру. Это открывает возможности применения различных аспектов деятельности на учебном занятии, разные варианты представления материала занятия, использование методов сравнительного анализа, проблемного обучения, а также организовывать занятия в игровой форме, как правило в виде дидактических игр.

Учебное занятие по математике строится на основе следующих интегративных принципов:

  • Принцип компактного представления учебного материала. Математические данные можно представить четко и ясно, максимально сократив учебный материал, что особенно актуально для дошкольников.
  • Принцип логической увязки. Он означает такое представление математической информации, которая будет продуманным и логически связанным т.е. все разделы математики будут иметь ясную и понятную дошкольнику связь и зависимость.
  • Принцип взаимообусловленности и связи учебного материала по математике и иным дисциплинам, используемым для объяснения конкретной темы.
  • Принцип доступности. Учебный материал должен быть представлен в, доступной для понимания старшими дошкольниками, форме, а также иметь систематическое изложение.
  • Принцип временных рамок. Любое учебное занятие имеет определенные временные рамки. Для старших дошкольников необходимо выбрать такой временной промежуток, который позволит избежать перегрузки и сохранить заинтересованность детей в течение всего занятия.
  • Принцип эмоциональной насыщенности учебного занятия. Он означает, что педагог должен сделать занятие ярким, избегать монотонной речи, включить в объяснение нестандартные образы. Это разовьет интерес ребенка к познанию и математической науке.
  • Принцип отсутствия отрицательного стимулирования. Нельзя акцентировать внимание на неудача ребенка, чтобы не подавить его мотивацию к познанию.
  • Принцип визуального контактирования. Старший дошкольный возраст характеризуется активной визуальной связью ребенка с объектом контактирования, поэтому, объяснение нового материала должно быть реализовано через визуальный контакт.

Проведение математического занятия на основе интегративного подхода

Интегративное занятие по математике нацелено на развитие у старших дошкольников задатков теоретического мышления. Оно позволит ребенку в дальнейшем – на этапе начального обучения в школе, развить навыки рассуждения, анализа, формулирования гипотез и выводов, использования нового подхода в решении обыденных задач, а не стандартное шаблонное их решение.

Развитие математических представлений у старших дошкольников позволяет сформировать у них целостную картину мира.

Интегративное занятие по математике объединяет все области обучения:

  1. Физическое развитие. Оно реализуется посредством проведения занятия или его части в двигательной форме. На занятии актуально использовать подвижны игры или упражнения – физ. Минутки. Это способствует более качественному и эффективному усвоению математической программы;
  2. Социально-коммуникативное развитие – реализуется в игровой форме представления материала. Игра помогает детям установить коммуникативные связи и построить систему оптимального взаимодействия для достижения конкретной цели игры;
  3. Познавательное развитие. Оно реализуется путем организации какой-то экспериментальной работы или исследования, по итогам которого дети должны сделать конкретные выводы т.е. дети учатся доказывать теорию на практике. Например, разделение прямоугольника пополам приводит к формированию двух квадратов;
  4. Речевое развитие. Оно реализуется в ходе всего учебного занятия, когда дети рассуждают, делают выводы, стоят предположения и доказывают их верность. Кроме того, речь можно развивать, если представлять математические данные в стихотворной форме – четверостишьями;
  5. Художественно-эстетическое развитие. Оно связано с включением в учебное занятие музыкального сопровождения, которое позволяет настроиться на работу, сосредоточиться при поиске решения, поставленной задачи, включиться в игровое действие, способствует более уверенному выполнению задания.
Дата последнего обновления статьи: 20.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot