Общие сведения о математических олимпиадах
Математическая олимпиада – это соревнование между школьниками, в котором участники за определенное время должны суметь решить ряд предложенных задач. Решение обычно оформляется в письменном виде. За решение каждого задания жюри выставляет то или иное количество баллов в зависимости от степени его сложности.
На математических олимпиадах используются некоторые человеческие качества, заложенные на генетическом уровне и наиболее ярко проявляющиеся в детском и подростковом возрасте. Например, желание соперничать. Практически все игры содержат соревновательный момент. Дети стремятся соревноваться и соотносить свои возможности и достижения с возможностями и достижениями других ребят. Талантливым детям очень важны моральные стимулы, им необходимо чувствовать интерес к себе, к своим способностям. Характерный для подростка дух состязательности – это стимул к систематическим углубленным занятиям математикой, чтобы максимально реализовать свои способности во время олимпиады. Школьники, которые увлечены олимпиадами, стремятся к получению все более высоких результатов. Это требует большого напряжения и концентрации внимания во время подготовки к олимпиаде, а также на самой олимпиаде, что приводит к стремительному развитию способностей учеников.
Соревновательный дух не разобщает ее участников, а наоборот, олимпиада становится праздником для ее участников, они активно общаются между собой, знакомятся с новыми людьми, принимают участие в культурно-познавательной программе.
Вырабатывающиеся в процессе решения математических олимпиадных задач навыки творческой деятельности в дальнейшем значительно облегчают переход к самостоятельным научным исследованиям. Несмотря на то, что для успеха на олимпиаде необходимо обладать некоторыми специфическими спортивными качествами - психологической устойчивостью, умением выкладываться в ограниченный временной промежуток, бойцовскими качествами, остротой ума, - успехов в математике добиваются именно те, кто часто участвовал в олимпиадах.
Научная значимость олимпиад подчеркивается тем, что подавляющее большинство выдающихся отечественных математиков занимались организацией олимпиад и подготовкой к ним школьников.
Задания, включенные в математические олимпиады, по своей сути являются маленькими научными проблемами, в связи с чем, при их составлении необходимы постоянные новые идеи. Чаще всего носителями этих идей становятся студенты, которые недавно сами успешно принимали участие в олимпиадах. От их участия зависит качество работы олимпиадного жюри. В олимпиадах по математике не может существовать тестовых заданий, которые проверяются по трафарету. Практически любое задание имеет несколько вариантов решения с частичными продвижениями в решении, в связи с чем проверка олимпиадных работ – такое же творчество, как и всегда. По работе проверяющему необходимо восстановить логику рассуждений участника и оценить степень их достоверности и полноты. Наиболее успешно выполнить эту работу могут именно бывшие участники олимпиад.
Структура математической олимпиады
В соответствии с Положением о Всероссийской олимпиаде школьников, олимпиаду по математике проводят в 4 этапа:
- первый – школьный – проводят в октябре для учеников 5-11 классов;
- второй – районный или городской – проводят в ноябре-декабре для учеников 6-11 классов;
- третий – региональный этап – проводят в январе-феврале для учеников 8-11 классов;
- четвертый – заключительный этап – проводят в апреле для учеников 9-11 классов.
На каждом этапе в олимпиаде могут участвовать и ученики младших классов, если они успешно прошли отбор на предыдущих этапах.
Первый этап олимпиады – школьные – проводят в общеобразовательном учреждении. Участвовать может каждый желающий ученик.
Всю организацию и методическую работу по его проведению обеспечивает педагогический коллектив школ. Курирует первый этап городской (муниципальный) орган управления образованием.
Сроки и условия проведения олимпиады определяются самим образовательным учреждением.
Районные или городские олимпиады – второй этап, или муниципальный, который проводят городские или районные органы управления образования в соответствии с заданиями, разработанными муниципальными предметными комиссиями. В отдельных областях второй этап олимпиады проводят в соответствии с едиными заданиями, подготовленными методической комиссией субъекта РФ.
Чтобы организовать и провести второй этап олимпиады, муниципальный орган управления образованием создается оргкомитетом, предметными комиссиями и жюри, в состав которых включают вместе с представителями образовательных и научных учреждений, органы управления образования, могут входить и члены Оргкомитета и жюри третьего этапа.
Место, сроки и условия проведения олимпиады определяет муниципальный орган управления образованием.
Участники второго этапа олимпиады – победители и призеры первого этапа, а также победители и призеры второго этапа олимпиады предыдущих лет. По решению муниципальных органов управления образованием, второй этап носит открытый характер.
Региональные, областные, республиканские олимпиады – третий этап олимпиад, который проводит государственный орган управления образования субъекта РФ одновременно во всех субъектах РФ, в сроки, которые определило Министерство образования и науки РФ.
Третий этап олимпиады проводят обычно в два этапа, в соответствии с методическими рекомендациями, которые разработала Центральная предметная Методическая комиссия по математике.
Место и условия проведения третьего этапа определяет государственный орган управления образования субъекта РФ самостоятельно.
Участники третьего этапа олимпиады – победители и призеры второго этапа и третьего этапа предыдущего года. Третий этап олимпиады может быть открытого характера, если так решат органы управления образованием.
Четвертый этап олимпиады – заключительный – проводят государственные органы управления образованием субъектов РФ в апреле, в сроки, которые определяет Министерство образования и науки РФ по предложению Методической комиссии по математике.
Четвертый этап включает задания, которые разработала Центральная предметная комиссия олимпиады.