Особенности познавательного интереса в младшем школьном возрасте
Интерес в научно-методической литературе рассматривается в следующих трактовках:
- в качестве эмоционально-познавательного отношения между субъектом и объектом, когда активная роль отведена субъекту познания;
- как специфическая направленность личности;
- как избирательная направленность внимания индивида;
- как активатор разнообразных чувств;
- как специфическое отношение индивида к объекту, которое вызвано сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
На основании данных трактовок интереса, можно сделать вывод, что интерес является важным личностным качеством, формирующимся в социуме, и особо формой проявления познавательной потребности.
Важная составляющая общего феномена интереса – познавательный интерес. Талызиной Н.Ф. было дано следующее его определение.
Познавательный интерес – это особая избирательная деятельность личности, направленная на познание, в той или иной предметной областью знаний.
Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учебная деятельность – основная деятельность младших школьников.
Роль экскурсий в развитии познавательного интереса
Минаевой В. М. было дано следующее определение.
Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательной деятельности, позволяющая провести наблюдение, непосредственно изучить различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, что способствует развитию познавательной активности младшего школьника.
На уроках-экскурсиях создаются все условия, чтобы укреплять все виды здоровья (психологическое, духовное и физическое) детей. Также они проходят в безоценочной обстановке, и дети имеют возможность свободно общаться со своими одноклассниками, выражать познавательный интерес и развивать его.
Экскурсии могут быть проведены как во время урока, так и вне классной аудитории. Экскурсионное занятие документируется в соответствии с учебной программой или программой внеурочной деятельности.
Смолеусова Т.В. выделила следующие основные этапы организации экскурсий:
- доэкскурсионная подготовка – педагогу нужно определить тему, цель, задачи, планируемые результаты; подобрать место проведения и конкретные объекты изучения; посетить самостоятельно место проведения экскурсии и обеспечить безопасность школьников;
- проведение экскурсии – учитель должен напомнить цель экскурсии и место ее проведения, охарактеризовать ее структуру; сообщить правила безопасного поведения на местности; вывести класс к месту наблюдения;
- обработка экскурсионного материала – педагогу нужно разъяснить детям, как использовать полученные на экскурсии знания и опыт в дальнейшей работе.
Математические экскурсии помогают:
- расширять мышление;
- развивать внимательность и память;
- усовершенствовать ориентацию в явлениях и окружающей реальности;
- получать новые математические знания, в том числе из программного материала;
- осмысливать и усваивать учебный материал;
- углублять и поддерживать познавательный интерес, развивать учебную мотивацию.
Экскурсионный материал должен быть доступен для детей, вызывать у них интерес к самой математике, а не просто к героям сказок, которые пришли к ним на урок. Математические экскурсии – эффективное средство достижения целей нового, современного образования. Данная форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учеников и помогает им в адаптации к стремительно изменяющимся условиям жизни.
Экскурсия в качестве формы проведения урока направлена на поддержание здоровой любознательности и жажды учения у всех школьников, так как она призвана создать условия, необходимые для получения нового личного опыте. Личный опыт каждого человека – самоценный и заслуживает доверия, так как он выступает как единственный критерий оценки жизненных событий.
Учебные экскурсии в образовательных учреждениях являются не просто формой отдыха, их содержание и целенаправленность строго регламентируются учебной программой предмета. В связи с этим, по содержанию учебные экскурсии подразделяют на тематические и комплексные.
Тематические экскурсии проводят для изучения какой-то определенной темы или раздела предмета.
Комплексные экскурсии в рамках одного предмета могут проводиться по нескольким темам или разделам.
В зависимости от учебных целей выделяют предварительные, текущие и заключительные экскурсии.
- Предварительные экскурсии полезны для возбуждения интереса к изучению определенного раздела или темы предмета. Их цель – дать общее представление о том или ином объекте, особенности которого изучают на занятиях. Обычно предварительные экскурсии начинают с введения в новый раздел предмета или в новый для учеников предмет.
- Текущие экскурсии проводят одновременно с изучением на уроках программных разделов, чтобы конкретизировать отдельные вопросы и более основательно их рассмотреть.
- Заключительные экскурсии проводят в конце изучаемого раздела или темы. Данные экскурсии обычно крайне продуктивны с точки зрения педагогики: ученики уже обладают определенным запасом знаний, которые дети получили на уроках, а экскурсии углубляют и конкретизируют эти знания, обогащая новыми фактами и расширяя кругозор детей. Иными словами, идет закрепление знаний, успешное завершение изучения раздела или темы, обеспечивается связь содержания и реальной действительности.