Магистерская диссертация – это научная работа, представляющая собой исследование, включающее теоретические аспекты и практическую работу по конкретному направлению, аналитическую часть и выводы.
Магистерская диссертация отражает уровень научной квалификации специалиста и его навыки проведения разнообразных научных исследований. Это обуславливает необходимость написания научной работы по педагогике. Она отражает научную направленность развития будущего педагога.
Магистерская диссертация по педагогике включает в себя самостоятельное исследование студента педагогического факультета, проводимое им по завершению обучения. Диссертация является формой аттестационного контроля. Она имеет свои особенности написания.
Специфические требования к написанию магистерской диссертации по педагогике
Магистерская диссертация по педагогике представляет собой научный труд будущего специалиста. Для ее успешного написания требуется не только полноценное освоение теоретического материала, но и практическая педагогическая деятельность, а также проведение научных исследований. Необходимо познавать научные основы деятельности педагога, проводить методические разработки, посещать научные конференции и принимать в них участие.
Для написания магистерской диссертации по педагогике требуется соблюдение следующих условий:
- Выбор актуальной темы исследования. Необходимо определить проблему в педагогической науке и практике и изучить степень ее проработанности: изучение литературы, научных статей, достижений в конкретной области.
- Проведение собственной экспериментальной деятельности и ее научное обоснование. Итоги исследований должны быть подкреплены реальными научными фактами и должно быть дано научное обоснование практической значимости исследования.
- Опора на собственную гипотезу при написании статьи или какие-то базовые принципы, с новыми подходами и методиками работы. Основой написания магистерской диссертации может стать статья известного автора или студента предыдущего курса. Она прорабатывается в собственном ключе, с использованием новых подходов и технологий.
- Научная теоретическая основа работы. Диссертация должна излагаться научным языком. Исключается разговорная речь. Текст должен отражать научную сущность рассматриваемого педагогического процесса, объекта или явления, а может конкретной педагогической проблемы.
- Описание своего видения рассматриваемой проблемы и предложение нестандартных подходов к ее разрешению. Научная новизна – основа эффективности работы. Недопустимо использовать уже предложенные методы и приемы работы, рассмотренные варианты разрешения конкретной педагогической проблемы.
- Оформление диссертации требует аккуратности и последовательности изложения материала. Можно включить в нее наглядные средства представления педагогических данных: таблицы, графики, диаграммы, фотографии и т.д.
- Акцентирование внимания на возможностях практического внедрения итогов исследования т.е. результаты, полученные в ходе экспериментальной работы должны иметь возможность использования в реальной педагогической практике, быть актуальными и целесообразными для применения в конкретной педагогической области и конкретный временной период.
- Детальное рассмотрение педагогической проблемы. Проблема, рассматриваемая в исследовании, должна быть тщательно проработана и полноценно отражена. Должны быть изучены все ее аспекты и стороны, динамика развития и способы функционирования и т.д.
Структура магистерской диссертации по педагогике
Магистерская диссертация по педагогике включает в себя следующие разделы:
- Титульный лист. На нем отражается тема диссертации, ФИО автора, наименование учебного заведения, год написания и ФИО руководителя.
- Введение. Оно является разделом, вводящим читателей в суть исследовательской работы. Здесь расписывается актуальность педагогического исследования, его цели и задачи, используемые методы и средства.
- Теоретическая часть. Она включает в себя, как правило, одну главу с несколькими подпунктами. Их количество зависит от конкретной темы педагогического исследования и объема ее раскрытия.
- Экспериментальная работа. Здесь отражается аналитическая и практическая часть исследования. Может быть рассмотрен и проанализирован передовой педагогической опыт по конкретному направлению педагогической деятельности, проведены собственные расчеты.
- Анализ и выводы. Это теоретическая часть, включающая в себя выводы, формируемые на основании проведенного исследования, подведение его итогов и определение их значимости в педагогической практике.
- Заключение. Оно отражает итоги написания диссертации: достижение ее целей и задач, раскрытие темы исследования, оценка его значимости в реальной педагогической практике, возможности применения экспериментальных данных в практической деятельности педагога, конкретной области педагогической деятельности.
- Список использованной литературы. Он включает в себя совокупность источников информации, используемых при написании диссертации. Список формируется в алфавитном порядке и требует последовательного включения в него определенных источников: первоначально указываются законы и нормативные акты, затем авторы книг, учебной литературы, научных статей, затем записываются интернет-ресурсы с указанием ссылок на сайты. При написании магистерской диссертации используется большое количество источников информации (их должно быть не менее 100).
Рисунок 1. Структура магистерской диссертации по педагогике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Доклад и автореферат к магистерской диссертации
Магистерская диссертация является особым видом научной работы, а потому, ее написание сопровождается составлением доклада и автореферата.
Доклад к магистерской диссертации является вступительной речью к диссертации, т. е. способом представления своей научной работы.
Доклад отражает целевое назначение исследования, его актуальность, практическую значимость исследования и суть педагогической проблемы.
Автореферат составляется для краткого представления магистерской диссертации. В нем отражаются суть работы, ее основные аспекты. Автореферат отражает структуру работы с сохранением последовательности операций: теоретическое исследование, практическая работы и выводы. Здесь же, вкратце раскрывается суть каждого раздела. Объем автореферата к магистерской диссертации по педагогике составляет один-полтора листа формата А4.
Автореферат ориентирован на логичность изложения материала при защите работы.