Общие сведения о пространственных представлениях
Пространственные представления – это представления индивида, касающиеся пространственных и пространственно-временных свойств и отношений, величины, формы, местоположения и перемещения предметов по отношению друг к другу и собственному телу.
Пространственные представления состоят из способностей к:
- ориентировке на листе бумаги во время выполнения графических заданий;
- ориентировке в последовательности выкладывания и написания элементов;
- оценке расстояний, размеров, формы и взаимного расположения предметов и их положение по отношению к человеку.
Причины несформированности пространственных представлений у учащихся младших классов
Формирование пространственных представлений может затрудняться по разным причинам. Так, у умственно отсталых детей трудности формирования пространственных представлений связаны с дефектом восприятия, бедностью наглядных и слуховых представлений, недоразвитием речи и ограниченным опытом игровой деятельности.
Недостаточное развитие пространственных представлений влечет за собой существенные затруднения у умственно отсталых учеников в процессе решения разнообразных задач в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания, чем снижается эффективность коррекционно-развивающего обучения в специальном или коррекционном, образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Практика логопедической работы с учениками, имеющими нарушения письменной речи, демонстрирует, что у многих из них могут формироваться следующие проблемы в начальной школе:
- трудности при определении право и левой стороны тела, предметов и объектов;
- затруднения в понимании схемы своего тела и тела, которое стоит напротив человека;
- неспособность правильно оценивать пространственное расположение объектов;
- трудности в понимании последовательности предметных и числовых рядов (до – перед – между – за), времен года, месяцев, частей суток и дней недели;
- затруднения в графическом обозначении направлений (налево, направо, вверх, вниз вправо, по диагонали). Из-за слабой графомоторной памяти, стабильно сохраняется зеркальное изображение букв, смешение элементов в процессе написания письменных букв.
Позже могут появляться трудности в ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, ребенок долго не может усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ. Дети могут пропускать определенное количество строчек или клеток, не выделять красную строку, не соблюдать поля письма в два-три столбика, неравномерно заполнять тетрадный лист текстом.
Также могут возникать трудности при усвоении временных представлений. Если слова обозначают ту или иную категорию, существенно отличающиеся по внешним признакам, например, лето - зима, они определяют их без ошибки, но если различия не настолько выражены, например, вечер - утро, то у них могут возникать некоторые затруднения. Также сложность представляет формирование умения определять время по механическим часам.
Также у таких детей возникают трудности при определении отличий в возрасте, родственных отношений, продолжительности событий во времени, в частности, они делают ошибки в употреблении понятий старше и младше, а также определении родственных связей – внуки, племянники, двоюродные братья и сестры.
В средних классах у таких детей возникают трудности:
- в процессе определения времени глагола и употребления глагола совершенного и несовершенного вида;
- в процессе изучения истории они путаются в определении исторических дат;
- при решении текстовых задач по математике, при запоминании и различении конфигурации геометрических фигур, а также при восприятии вспомогательных линий.
Этапы формирования пространственных представлений у учеников младших классов
В процессе построения работы по формированию пространственных представлений в качестве базовых выделяют следующие направления:
Развитие пространственных представлений, которое включает:
- обучение ориентировке в схеме собственного тела. Дифференциация правых и левых частей тела;
- обучение ориентироваться в окружающем пространстве;
- определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв;
- процесс обучения восприятию пространственных отношений между предметами;
- процесс обучения ориентировке на плоскости.
Развитие и уточнение представлений о времени, которое включает:
- уточнение понятия, касающегося единиц времени – частей суток, времен года, месяцев, годов и пр. Наблюдение и определение последовательности и закономерностей определенных действий и событий;
- формирование и уточнение понятия о периодах человеческого возраста – младенчество, детство, юность и пр., а также о взаимоотношениях и ролях в семье – дочь, сын, мама, племянник и пр.
Коррекция пространственных представлений не может быть отделена от двигательных и ритмических упражнений. Нужно обязательно отрабатывать ряд движений:
- параллельные одновременные движения руками, ногами, затем противоположные движения;
- перекрестные движения ногами и руками;
- рисование в воздухе двумя руками одновременно в одном направлении и в разных направлениях;
- упражнения для глаз: слежение за движущимся предметом, лазерным лучом, отслеживание контура предмета.
Иными словами, к наиболее значимым приемам работы, направленной на развитие пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья относят:
- базирование на наглядности ситуации;
- активное использование двигательных и ритмических упражнений, упражнений на построение и перестроение;
- практическая деятельность с конкретными предметами;
- дидактические игры разного содержания и разные наглядные материалы;
- игровые и проблемные ситуации, призванные обеспечивать интерес детей.
Значение развития у детей с различными нарушениями пространственных и временных представлений, бесспорно. Но в процессе текущей учебной деятельности пространственные представления у рассматриваемой категории детей, развиваются крайне медленно, в связи с чем необходимо на логопедических занятиях использовать ряд специальных упражнений, игры, направленные на коррекцию и развитие пространственных и временных представлений.