Нарушение в согласовании прилагательных с существительными возникает при общем недоразвитии речи у ребенка (ОНР).
При ОНР возникает нарушение грамматического строя речи, и нарушение в согласовании прилагательных с существительными, а также нарушения согласования других частей речи выступает наиболее актуальной проблемой, требующей вмешательства специалиста и использования логопедической коррекции.
Методические основы логопедической коррекции по развитию согласования прилагательных
Логопедическая коррекция любых речевых нарушений реализуется на основании специальных методических подходов, которые предполагают проведение ряда мероприятий коррекционного характера с учетом особенностей конкретной речевой патологии.
Что касается методических основ формирования навыков согласования прилагательных, то они состоят в следующих направлениях работы:
- Развитие семантической стороны речи. Она лежит в основе развития речевых навыков ребенка, помогает создать целостный языковой строй. Для этого используются вербальные средства общения и формируются навыки языкового противопоставления.
- Формирование основ понимания речи. Если речь адекватно воспринимается на слух, с пониманием ее смысла, то постепенно активируется воздействие на звуковую сторону речи и проявляются ее речевые функции.
- Отработка использования верных падежных форм в речи. Важно, обратить внимание на использование родительного падежа и множественного числа. Именно в этой форме, чаще всего, возникают ошибки при согласовании существительного и прилагательного.
- Ознакомления с основами построения предложений и способами согласования существительных с другими частями речи.
- Многократное повторение упражнений на согласование прилагательных.
- Развитие навыков концентрации внимания на услышанной речи.
Данные методические основы предполагают проведение последовательной коррекционной работы.
Этапы работы по развитию навыков согласования прилагательных
Работа по согласованию прилагательных с существительными в роде, числе и падеже реализуется в течение следующих этапов коррекции речи:
- Освоение произношения прилагательных с ударными окончаниями. Прилагательные находятся в именительном падеже, мужском роде и единственном числе.
- Освоение произношения прилагательных с безударными окончаниями.
- Освоение произношения прилагательных в женском роде, единственном числе и разных падежах.
На каждом этапе работы используется система логопедических упражнений. Как правило, упражнения носят игровой формат.
Отработка произношения разных прилагательных предполагает их многократное повторение и плавное проговаривание до максимально точного произнесения каждого и закрепления данных навыков.
Игровая форма работы предотвращает переутомление детей и снижает нагрузку. Поэтому, логопедические упражнения основываются на игре. Это позволяет сделать речь более четкой и грамматически верной.
Варианты коррекционной работы на согласование прилагательных
Важным аспектом логопедической коррекции, ориентированной на формирование навыков согласования прилагательных с существительными, является ее системная терапия и комплексный подход. Это означает, что коррекционные упражнения должны применяться регулярно и последовательно. Коррекция должна включать не только работу логопеда, но и психологическую терапию, медицинское лечение, а также проникать во все аспекты жизнедеятельности ребенка, испытывающего проблемы с речью.
Выбор конкретной методики коррекционной работы обусловлен уровнем речевого дефекта и общим уровнем развития ребенка.
Существуют следующие варианты логопедической коррекции:
- Переход от простого к сложному. Данный вариант основан на освоении согласования прилагательных с изучения простых форм слов. Предполагается постепенное развитие активного словаря ребенка, его наполнение разными прилагательными, развитие навыков согласования прилагательных в именительном падеже и подбор слов с противоположным значением – антонимов. Затем, происходит постепенное освоение образования и согласования притяжательных прилагательных и подбор синонимов к прилагательным.
Последовательное развитие навыков согласования. Работа основывается на следующей последовательности действий:
- Формирование основ согласования прилагательных разного рода в именительном падеже и разных числах. Детей обучают называть окружающие объекты, выделять их признаки, разделять на группы по родовому признаку;
- Формирование навыков верного согласования прилагательных. Для этого, используются объекты или картинки с их изображением. Акцентируется внимание на их родовой принадлежности, посредством задавания вопросов: какой? какая? какое? Даются упражнения, ориентированные на поиск прилагательных конкретного рода. Постепенно, дети научатся согласовывать прилагательные с существительными. Важно, многократное повторение упражнений;
- Автоматизация навыка. Работа ведется по автоматизации согласования прилагательных с существительными. Здесь применяются прилагательные, находящиеся в разном числе, роде и падеже. Для этого, используются игры, ориентированные на название признаков объекта, через вопрос какой? Например, какой мяч? Какая чашка? Какое облако? Далее применяются упражнения на отработку и закрепление навыка согласования, а также расширение словарного запаса ребенка с речевой патологией.
Данные методики ориентированы на формирование связной речи дошкольника они расширяют словарный запас ребенка и помогают в формировании описательных навыков, а также противопоставлений.
Работа с антонимами помогает не только в формировании навыков согласования прилагательных, но и является фундаментом для освоения наречий с противоположным значением. Кроме того, данная работа активизируют практическую сторону речевого взаимодействия, помогая в верном употреблении грамматических категорий и развитии навыков изменения слов в зависимости от контекстной ситуации.