Вторая младшая группа – это группа ДОУ где воспитываются и обучаются дети в возрасте от 3 до 4 лет.
Литература в широком смысле слова – это совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.
Роль художественной литературы на занятиях во второй младшей группе
В дошкольных образовательных учреждениях на занятиях часто прибегают к использованию художественной литературы. Этот мощный инструмент помогает в воспитательной и обучающей деятельности, художественная литература в детском саду способствует полноценному личностному формированию. Изучение художественной литературы в детском саду помогает ребенку развить правильное мышление, речь, помогает в тренировки памяти, благотворно влияет на эстетическое развитие. К тому моменту, когда дети переходят во вторую младшую группу у них все больше возрастает потребность в чтении художественной литературы, на этом этапе в задачу воспитателя входит формирование у детей интереса и прививание любви к книгам и чтению. Занятия по приучению детей к художественной литературе могут протекать в самых разных формах, в основном это зависит от целей, которые воспитатель желает реализовать и от тем произведений.
Во второй младшей группе у детей происходит активное развитие таких психических процессов как память, воображение, образное мышление. В этом возрасте дети уже могут сопереживать героям, давать оценку их поступкам, формировать простые выводы.
Основной метод знакомства детей с художественными произволениями на занятиях во второй младшей группе это метод коллективного чтения книг. С помощью книг и воспитателя дети познают особенности взаимодействия между людьми. О важной роли книги в развитии ребенка говорили еще в самом начале становления дошкольной педагогики, В. А. Сухомлинский, он считал, что книга — это путь, по которому воспитатель может установить дружеский контакт с ребёнком.
Во время занятия по чтению во второй младшей группе воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
- сформировать правильное представление об окружающей действительности
- формировать навыки грамотной разговорной речи
- познакомить ребёнка с языком художественных произведений
- научить ребёнка правильно отвечать на поставленные вопросы
- научить ребёнка правильным образом воспринимать художественный образ
- прививать детям любовь и интерес к книге и чтению
- развивать у детей эмоциональный отклик на события, описанные в художественном произволении
Работа с художественным произведением во второй младшей группе
Прежде чем воспитатель будет осуществлять коллективное чтение произведения в группе, ему следует предварительно ознакомиться с его содержанием самому, а также произвести анализ этого произведения. Педагог должен выделить какие моменты в произведении ребёнок уже может понять самостоятельно, а какие нюансы нуждаются в объяснении. В тексте произведения необходимо так же вычленить слова и выражения, которые способствуют развитию речи детей, затем во время коллективного чтения проговорить их вместе с воспитанниками. Особое внимание воспитателя следует обратить на интонацию во время прочтения произведения, выделить особо эмоциональные моменты. Заблаговременно воспитателю следует подобрать наглядный материал для занятия.
Для того, чтобы детям было максимально интересно, и дети не переутомилось, педагогу следует чередовать различные виды деятельности, дети должны периодически менять позу и двигаться, групповые ответы должны чередоваться с индивидуальными, а также носить не только словесные характер, но и двигательный. Детям очень нравится, когда на занятиях используют наглядный материал, картинки, диафильмы, игрушки.
Картотека художественных произведений, рекомендованных к прочтению во второй младшей группе детского сада
Сентябрь
Стихотворение Саши Черного «Приставалка». Занятие направлена на знакомство с творчеством поэта Саши Черного, воспитатель с помощью своего рассказа должен вызвать у детей симпатию к своим сверстникам.
Русская народная сказка «Рукавичка». Занятие направлено на знакомство детей с русской народной сказкой, дети учатся понимать содержание услышанного материала и отвечать по нему на вопросы, воспитатель прививает детям интерес к чтению художественных произведений.
Русская народная сказка «Маша и медведь». Занятие направлено на продолжение знакомства детей с русской народной сказкой, дети сопереживают девочке, которая потерялась в лесу, радуются ее находчивости.
Октябрь
Стихотворение С. Мировича «Листопад» Занятие направлено на заучивание стихотворения.
Стихотворение А. Плещеева «Осень». В ходе занятия дети развивают свой поэтический слух.
Чтение русской народной сказки "Теремок". Дети развивают память и речевые навыки.
Ноябрь
Русская народная песенка-потешка «Ой ты заюшка-пострел…». Дети учатся угадывать животных по описанию, развивать внимание.
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса». Цель занятия познакомить детей с новой русской народной сказкой, лети учатся понимать содержание текста, отвечать на вопросы, воспитатель продолжает прививать интерес к художественной литературе.
Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?». В ходе этого занятия дети учатся выразительно передавать диалоги художественного произведения.
Декабрь
Е. Трутнева «С новым годом!». Дети заучивают стихотворение наизусть, дети делятся опытом о новогодних праздниках, развивают память, внимание, речь.
К. Чуковский «Ёлка». Дети слушают воспитателя, рассматривают иллюстрации в книге.
С. Козлова «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год». Дети продолжают знакомство с художественной литературой.
Январь
Потешка «Как по снегу, по метели трое саночек летели». Дети продолжают знакомиться с малыми устными народными жанрами.
Сказка «Снегурочка и лиса». Дети продолжают знакомиться с русской народной сказкой.
С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке». Воспитатель раскрывает детям образ героев сказки, продолжается приобщение детей к художественной литературе.
Февраль
Русская народная сказка «Морозко», Знакомство детей с сказкой, дети учатся отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Стихотворение А. Кондратьев «Метель». Дети заучивают стихотворение наизусть, учатся понимать эмоциональное содержание произведений, происходит развитее речевых навыков, обогащение речи.
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Дети учатся понимать характеристики главных персонажей.
Март
Стихотворение А. Плещеева «Весна». Дети учатся распознавать признаки весны, им прививается поэтический вкус и интерес к искусству.
Сказка Ш. Перро «Мальчик с пальчик». В ходе занятия дети знакомятся с новым произведением, им прививается поэтический вкус, любовь и интерес к чтению, дети учатся отвечать на вопросы по сверлению книги.
Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже». Дети стараются запомнить и пересказать рассказ, развивают память и мышление.
Апрель
А. Майков «Ласточка». Дети знакомятся с содержанием произведения, расширяют свои знания о птицах.
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Дети знакомятся с замыслом сказки, воспитатель помогает детям дать оценку персонажам, дети учатся воспринимать добрые чувства к своим близким.
Сказка Чуковского «Мойдодыр». Цель занятия обучить детей понимать основную тему и содержание проявления.
Май
В. В. Маяковский «Что такое хорошо — что такое плохо?». Дети знакомится с содержанием, учатся различать хорошие и плохие дела.
Рассказ «Праздник» Я. Тайца. Воспитатель поддерживает праздничное настроение детей, дети учатся описывать праздничное событие.
Русская народная сказка «Гуси лебеди». Дети учатся слушанию, продолжают учиться отвечать на вопросы по содержанию текста.