Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Личностно-ориентированный подход в образовании: понимание ребенка, признание ребенка, принятие ребенка

Понятие и сущность личностно-ориентированного подхода в образовании

В настоящее время одним из стратегических направлений развития системы образования в стране и в мире является личностно-ориентированный подход.

Определение 1

Личностно-ориентированный подход в образовании – это процесс воспитания и обучения, ориентирующейся на выявление особенностей учащегося (субъекта), признающий самоценность и самобытность опыта ребенка, и на основании этого, выстраивающий педагогическое взаимодействие.

Модель личностно-ориентированного подхода в образовании направлена на создание эффективных условий для развития и индивидуальных и личностных черт ребенка. Основными понятиями данной модели являются:

  • Субъективный опыт ребенка
  • Траектория личностного развития каждого ребенка
  • Познавательная избирательность процесса образования

Модели личностно-ориентированного подхода в образовании принято условно разделять на три основных вида:

  • Социально-педагогический
  • Предметно-дидактический
  • Психологический

Основой личностно-ориентированного подхода являются гуманистические принципы, разработанные и описанные К. Роджерсом:

  1. Личность находится в центре мира, который постоянно меняется. Для каждого человека значим только его собственный мир, никто извне не может понять мир другого в полной мере.
  2. Восприятие мира осуществляется сквозь призму своего понимания и отношения.
  3. Каждый человек, стремящийся к самореализации и самопознанию, обладает внутренней способностью самосовершенствоваться.
  4. Взаимопонимание, являющееся необходимым для полноценного развития личности, достигается в результате общения.
  5. Развитие и самосовершенствование личности осуществляется только лишь при взаимодействии с окружающей средой и другими людьми.
«Личностно-ориентированный подход в образовании: понимание ребенка, признание ребенка, принятие ребенка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основными идеями личностно-ориентированного подхода являются:

  1. Цели личностно-ориентированного подхода в образовании – всестороннее развитие личности ребенка, раскрытие его способностей и индивидуальностей.
  2. Обучение, выступает как заданный норматив познаний и переходит на учение.
  3. Учение – это индивидуальная деятельность конкретного ребенка, направленная на усвоение необходимых знаний, умений навыков и опыта практической деятельности.
  4. Субъективность ребенка, рассматривается как присущая ему от природы способность.
  5. При организации процесса обучения педагог должен в первую очередь ориентироваться на субъективный опыт учащихся.
  6. В процессе образования, усвоение знаний из цели трансформируется в эффективное средство по развитию ребенка.
Замечание 1

Реализация личностно-ориентированного подхода в образовании становится возможной и эффективной, в том случае, если педагогом используются личностно-ориентированные технологии и осуществляется переосмысление собственной профессиональной позиции.

Позиции личностно-ориентированного подхода при организации учебного процесса

Выделяют следующие позиции, на которые должен опираться педагог при разработке личностно-ориентированного занятия:

Опора на субъективный опыт учащихся.

Данная позиция основан на том, что личностно-ориентированное занятие, направлено на раскрытие содержания индивидуального опыта каждого учащегося. С этой целью, в первую очередь необходимо согласовать субъективный опыт ребенка и содержание учебного занятия.

Профессиональная задача педагога заключается в том, чтобы учитывать и уважительно относится к любому выражению мнения учащегося относительно темы занятия. При таком подходе учащиеся будут стремиться к тому, чтобы их услышали, и соответственно стараться высказаться по теме, предложить свои варианты, привести пример из своего жизненного опыта. Педагог должен инициировать детей на такое общение.

Знание психофизических особенностей каждого учащегося.

Подбор дидактического материала, для организации личностно-ориентированного занятия, требует от педагога знаний об индивидуальных предпочтениях и сложностях каждого учащегося в работе с данным материалом.

Дидактический материал не должен быть предсказуем или скучен для учащегося. Форма и вид материала должны быть привлекательны для ребенка, а его дидактические возможности практически неисчерпаемы.

При работе с дидактическим материалом учащемуся следует предоставить возможность работать не только по инструкции, но и проявить индивидуальность и изобретательность. Только такой материал можно назвать личностно-ориентированным.

Участники личностно-ориентированного занятия должны иметь равные роли.

Организация личностно-ориентированного занятия предусматривает такое учебное общение, при котором учащийся является равноправным участником образовательного процесса. Ученику предоставляется возможность выбрать для себя то занятие, которое для него наиболее интересно и познавательно.

Для того, чтобы организовать занятие подобным образом, педагог должен знать познавательные, эмоциональные, волевые и мотивационные особенности и потребности каждого ребенка.

Трудности в применении личностно-ориентированного подхода в образовании

Организация личностно-ориентированного подхода в образовании имеет ряд трудностей:

  1. Комплектование групп учащихся. В настоящее время наполняемость учебных классов составляет 25-35 человек, при таком количестве педагогу довольно сложно увидеть индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка.
  2. Современный процесс обучения в школе ориентируется на «среднего» учащегося.
  3. Отсутствие необходимых условий, материалов, методического и технического оснащения для организации личностно-ориентированного подхода в образовании.
  4. Обучение в школе предусматривает равномерное распределение учебного времени на каждую учебную дисциплину, в соответствии с Государственным стандартом. Педагог не может по своему желанию добавить занятий тех предметов, которые более интересны детям и убавить менее интересные.
  5. Приоритет оценки знаний умений и навыков, а не усилий, которые затрачивает ученик на овладение содержанием образования.
Дата последнего обновления статьи: 12.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot