Летняя педагогическая практика - это работа, приходящаяся на летние каникулы, которую студенты проводят самостоятельно с детьми в санаториях или пионерских лагерях, а также при школах.
Задачи и цели летней практики в пионерском лагере
Любая деятельность в области педагогики имеет определенную цель. Исключением не является и летняя практика будущих педагогов. Так, в ходе обозначенной практики студенты должны овладеть определенными методиками и техниками в сфере воспитания, получить практические умения по применению профессионализма в спортивной и физкультурной деятельности, сделать теоретическую базу более глубокой.
Для реализации поставленных целей предполагается выполнение определенных задач. К ним можно отнести следующие задачи:
- Подготовить студентов в творческом плане. Они должны быть готовы к тому, что воспитательную, спортивную, оздоровительную работу, им нужно будет проводить самостоятельно, применяя знания, которые они ранее получили на занятиях в учебном заведении.
- Предоставить студентам материалы, которые содержат положения об особенностях работы, о задачах физического воспитания в пионерском лагере.
- Научить студентов применять полученные ими знания по определенным педагогическим и психологическим дисциплинам в творческой форме.
- Обучить студентов фиксированию тех результатов, которые они достигли в процессе осуществления своей деятельности в качестве педагогов, анализу и оценке своего опыта, а также применению данного опыта для улучшения способов проведения занятий различной направленности при работе в летнем лагере.
- Объяснить студентам, что им необходимо всегда модернизировать свой индивидуальный стиль преподавания.
Содержание и структура летней практики студентов в пионерском лагере
Для того чтобы практическая деятельность студентов в ходе прохождения ими летней практики в пионерском лагере была успешной, они должны заниматься организацией определенных мероприятий и работ.
Прежде всего, студенты могут посетить свое будущее место работы, заранее ознакомиться с условиями, местами для проведения занятий, наличием необходимого оборудования и инвентаря, а также, по возможности, помочь с приобретением недостающих материалов.
Студенты должны принимать участие в совещаниях, которые проводятся советом педагогов в детском лагере. Немаловажной частью работы является подготовка студентами документов по учету (справок, бланков). Также они могут участвовать в приобретении атрибутики для соревнований и конкурсов - призов, грамот, значков. В их обязанности входит формирование плана мероприятий по спортивно-оздоровительной работе, проводимых в лагере, а также дальнейшее его согласование с руководством.
Студенты также могут участвовать в организации детей для проведения врачами осмотра. Помимо того, они формируют отряды и сопровождают их к специально отведенному для отдыха месту.
У студента может быть специально определенная для него должность, например педагог или инструктор по физической культуре. В данном случае у него возникает определенный круг обязанностей. Он занимается подготовкой мест, необходимых для проведения занятия по физкультуре и проводит массовые спортивные и оздоровительные мероприятия. В рамках пионерского лагеря им могут быть созданы спортивные группы и секции, кружки, сборные команды. В летнем пионерском лагере может быть предусмотрено проведение соревнований, спартакиад, туристских походов, праздников, спортивных игр. В задачи студента также входит помощь лагерным вожатым в ходе организации ими занятий, предусматривающих физические упражнения, что касается и утренней зарядки.
Особую роль занимает физкультурно-оздоровительная работа студентов с детьми, у которых имеются проблемы со здоровьем.
Еще одна должность, которую могут занимать студенты при прохождении практики в детском лагере, - это инструктор по плаванию. Занимая эту должность, студент подготавливает места для плавания, отслеживая их состояние и условия. Он занимается подготовкой к соревнованиям, составляет расписание занятий в бассейне, организует и проводит занятия по плаванию, обучает как плаванию, так и основам применения первой скорой помощи и приемам спасения, является организатором и ведущим соревнований, различных игр в бассейне, а также занимается приемом нормативов по плаванию. И еще одна задача такого студента - вести учет тех детей, которые научились плавать, а также тех, кто не смог этого сделать.
Отчетные документы студентов по педагогической летней практике
Когда практика подходит к концу, студенту необходимо подготовить определенные документы. Прежде всего, к ним относится характеристика, полученная на месте при прохождении практики и подписанная либо начальником пионерского лагеря, либо заместителем начальника, либо старшим вожатым. Данная характеристика передается руководителю практики. Ее содержание должно отражать:
- в каком месте, и в какое время проходила практика;
- оценка уровня работы, профессионализма, проявленного студентом при выполнении им своих обязанностей;
- характер личностных качеств и как они могут сказаться на педагогической деятельности;
- как студент относился к работе с детьми.
Студенты должны также оформить журнал, в котором фиксируется вся проведенная ими работа в пионерском лагере. Он должен быть заполнен собственной рукой, разборчиво и аккуратно.
Для того чтобы оценить проведенную студентами работу, существует ряд определенных критериев:
- теоретическая база студентов должна соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту;
- студенты должны бить ответственными, самостоятельными, творческими и активными в практической работе;
- компетенция студентов должна соответствовать должной высокой степени;
- студенты должны уметь решать профессиональные задачи, находить способы и методы решения проблемных и спорных моментов, возникающих в процессе педагогической работы;
- программа практики должна быть полностью выполнена.