Получение педагогом категории в ходе профессиональной аттестации
Профессиональная аттестация педагога – это комплексная оценка уровня профессионального мастерства педагога и эффективности реализации им своих профессиональных функций.
Аттестация педагогов проводится регулярно. Она носит обязательный характер и предполагает оценку их деятельности по определенным параметрам. При этом, учитывается направление профессиональной деятельности педагога и его предыдущие показатели профессионального развития.
Рисунок 1. Методика оценки квалификации педагогических работников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Чтобы педагог получил категорию, дающую ему право преподавания и дальнейшего профессионального развития, от него требуется:
- Продемонстрировать динамику развития учащихся и освоение ими образовательной программы на конкретном уровне образования и этапах обучения.
- Продемонстрировать итоги образовательной деятельности учащихся при сдаче ими ГИА. Она сдается не по всем дисциплинам, а потому, не подходит для оценки профессиональной деятельности всех педагогов.
- Сформировать профессиональную ориентацию отдельных учащихся на конкретную дисциплинарную область. Это может быть физкультурно-спортивная деятельность, творчество, научные исследования.
- Принимать участие в научных педагогических исследованиях.
- Проводить методические разработки по профессиональному направлению деятельности.
- Использовать инновационные методы и технологии организации образовательной деятельности, передовой педагогический опыт, испытывать собственные разработки.
- Принимать участие в профессиональных педагогических конкурсах, конференциях, фестивалях.
- Побуждать учащихся к повышению уровня своего развития и участию в олимпиадах, спортивных соревнованиях и иных конкурсах высокого уровня.
Рисунок 2. Задачи аттестации педагогических работников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данные параметры выступают основой оценки деятельности педагога и принятия решения аттестационной комиссии о присвоении педагогу категории. При этом, каждое направление педагогической деятельности имеет свои специфические показатели оценки, отражающие продуктивность работы педагога и достижение им целей и задач обучения, формирование компетентностей учащихся по конкретному направлению.
Показатели оценки деятельности педагога по физической культуре
Для аттестации педагогов физической культуры используются следующие показатели оценки их деятельности:
- Образовательные достижения учащихся. Они оцениваются через выбор технологий, методов и форм организации физического развития учащихся и положительных результатов их применения в образовательном процессе. Образовательные достижения оцениваются за конкретный временной промежуток. При этом, важна стабильность показателей физического развития каждого конкретного учащегося и коллектива класса, а также положительные сдвиги в развитии физических качеств организма с начального этапа их рассмотрения до дня проверки. Здесь же, оценивается взгляд родителей на качество физического образования их детей и особенности реализации образовательной деятельности педагогом.
- Определение способностей учащихся к физкультурной деятельности. Данный показатель отражает наличие у педагога подопечных, занявших места в соревнованиях, спортивных состязаниях, региональных и национальных турнирах.
- Вклад педагога в развитие образовательной физкультурной деятельности, повышение качества физического образования подрастающего поколения. Производится оценка применения педагогом инновационных методов и средств физического воспитания, пропаганда концепции здорового образа жизни среди воспитанников.
- Стабильность качества физического развития учащихся всех классов и возрастных групп, в которых работает педагог. Предполагается, что в течение отчетного периода параметры физического развития учащихся и их физические достижения пребывают на примерно одинаковом уровне.
- Внеклассная работа педагога. Предполагается ведение педагогом спортивных кружков, секций спортивной, физической и оздоровительной направленности.
- Использование педагогом здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании подрастающего поколения. Рассматриваются используемые педагогом методики и приемы здоровьесбережения и проводится исследование состояния здоровья учащихся, показатели их самочувствия на уроках физкультуры.
- Передача результатов своей профессиональной деятельности. Она может осуществляться педагогом по ФК разными способами: публикации в сети, снятие видеороликов, участие в конференциях, семинарах, круглых столах, занятие тьюторской деятельностью. Также, учитывается и разнообразие форм и методов распространения опыта физического воспитания, используемого педагогом, а также его использование другими педагогами и итоги применения опыта.
- Показатель признания педагогическим сообществом квалификации педагога и уровня его профессиональной деятельности. Здесь оценивается судейство в спортивных соревнованиях, участие в экспертных комиссиях физического воспитания и развития, в жюри спортивных состязаний и конкурсов.
Следует также отметить, что при аттестации педагога физической культуры на получение высшей педагогической категории производится оценка освоения учащимися образовательной программы по физической культуре. Здесь, рассматриваются следующие параметры:
- Достижения учащихся в освоении разнообразных физических упражнений, физических действий;
- Формирование необходимых двигательных навыков учащихся и динамика их развития. Естественно, требуется положительная динамика развития таких качеств, как: сила, ловкость, выносливость, координация движений, быстрота;
- Результативность выполнения учащимися нормативов по физической культуре. Они имеют разное значение на разных этапах обучения;
- Участие воспитанников в спортивных соревнованиях и результативность этого участия. Она оценивается исходя из наличия наград, дипломов, медалей, полученных по итогам соревнований и побед в них.