Основные технологии коррекционной педагогики
Коррекционные технологии – это технологии, направленные на обучение и воспитание детей, имеющих различные виды нарушений в психическом и физическом развитии, ориентированные на развитие компенсаторных личностных механизмов, обеспечивающих детям полноценное усвоение знаний, умений и навыков, а также эффективную социализацию в современном обществе.
Основными технологиями коррекционной педагогики являются традиционные технологии обучения, основанные на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога с учащимися. Данные технологии направлены на обогащение воображения детей, посредством ассоциаций и связи с чувственным и жизненным опытом, что стимулирует всестороннее развитие учащихся.
В настоящее время ведущим путем модернизации современной коррекционной педагогики является введение в нее элементов развивающего обучения и воспитания, интеграции развивающих и информационных форм и методов обучения.
Технологии в коррекционной педагогике могут быть использованы не только непосредственно в процессе обучения, но и во время внеклассной и внеурочной работы с детьми. Использование технологий значительно экономит время, сохраняет силы не только педагога, но и учащихся, облегчает понимание сложных знаний.
Использование технологий в коррекционной педагогике помогает педагогу «идти в ногу со временем», помогает детям не только получать необходимые знания и умения, но и овладевать необходимыми для современного человека навыками, способствующими лучшей адаптации в социуме.
Технологии в коррекционной педагогике могут быть как разработанными педагогом самостоятельно (авторские), так и адаптированными под конкретные условия. При необходимости технология может использоваться индивидуально, а может распространяться на всю группу учащихся. Это зависит от тяжести отклонения.
Важным условием при использовании технологий в коррекционной педагогике является соблюдение следующих правил:
- Заботливое и гуманное отношение к учащимся.
- Понимание сложностей учащихся и их проблем.
- Принятие детей с отклонениями такими, какие они есть, со всеми достоинствами и недостатками.
- Проявление сострадания, любви, душевного тепла и ласки ко всем учащимся.
- Оказание каждому учащемуся необходимой помощи.
Характеристика основных технологий коррекционного образования
Объяснительно-иллюстративные технологии – это технологии, которые предусматривают сочетание объяснение учебного материала и его параллельную демонстрацию посредством разного рода наглядностей.
Объяснительно-иллюстративные технологии могут использоваться педагогом во всех формах образовательной деятельности. Важным является точное сочетание представляемого устного содержания и наглядных материалов. Большие требования предъявляются к наглядностям, они должны быть понятны и интересны детям, кратко отражать суть изучаемого учебного материала, сопровождать речь педагога, но при этом не заменять ее и не отвлекать внимание учащихся.
Игровые технологии – это использование коррекционного потенциала игры и разных видов игровой деятельности в работе с детьми, имеющими разные виды отклонений.
Использование игровых технологий в коррекционной работе с детьми с отклонениями должно быть основано на разумности и целесообразности включения игры в воспитательно-образовательный процесс. Игра должна сопровождать и подкреплять процесс обучения, а не заменять его полностью. Подбор педагогом игр необходимо осуществлять на основании возраста ребенка, установленных у него психических и физических отклонений, а также его возможностей и потребностей в развитии. Наибольший вклад в развитие игровых коррекционных технологий внести такие отечественные ученые как Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский, К.Д. Ушинский и некоторые другие.
Личностно-ориентированные технологии – это технологии, которые направлены на организацию воспитательно-образовательного процесса с учетом особенностей развития ребенка, его индивидуальных способностей и возможностей.
Применение данной технологии позволяет педагогу создавать благоприятные психологические условия для обучения и воспитания, формировать социально-активные и адаптивные черты каждого ребенка, чувства уверенности в себе, сотрудничества, взаимопонимания и ответственности за собственные поступки.
Инновационные (компьютерные) технологии – направлены на формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для каждого члена современного общества.
В основе инновационных технологий заложено обучение компьютерной грамотности. С этой целью в коррекционных образовательных учреждениях разрабатываются специальные Программы, которые рассчитаны на детей с отклонениями в развитии. Кроме того, инновационные технологии используются педагогами и во внеклассной работе, на факультативах и внеучебной деятельности.
Компьютерные технологии, используются не только в рамках данной технологии, но в совокупности с иными технологиями. Так они компьютерные программы могут быть использованы при организации индивидуального подхода к учащимся – разработка индивидуальной образовательной программы. Могут быть использованы в качестве наглядностей при иллюстративно-объяснительной технологии – презентации, лекции и т.д.
Основные достоинства инновационных (компьютерных) технологий, которые объясняют их популярность в коррекционной педагогике, представлены следующим:
- Способствуют индивидуализации учебного процесса.
- Направлены на активизацию самостоятельной работы детей.
- Способствуют развитию у детей самоконтроля, познавательной активности, различных процессов мышления.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Данные технологии способствуют тому, что коррекционная работа исключает «уравнения» всех детей и осуществление непосредственного влияния на индивидуальную особенность (отклонение) в развитии ребенка и ее исправление.