Роль дидактической игры в коррекции заикания
Заикание – это речевое нарушение, связанное с частым повторением или замедленным произношением звуков, слов, фраз, что приводит к замедленному темпу речи, делает ее невнятной, ухудшает ее ритм.
Заикание является речевым дефектом, который преодолевается коррекционными упражнениями, включающими игровые формы их организации.
Игровая деятельность наиболее оптимальное средство для организации коррекционной работы с детьми. Выполнение упражнений не всегда желанно для ребенка. Он может отказываться их выполнять или выполнять неполноценно, а соответственно коррекционного эффекта от них не будет. Поэтому, в логопедической коррекции заикания используются разнообразные игровые действия, операции, которые позволяют достичь необходимых целей и задач коррекционной работы, устранить или сгладить речевой дефект.
Использование дидактических игр в логопедической коррекции заикания актуально потому, что игра строится по определенным правилам, которые ребенку необходимо соблюдать. Поэтому, упражнения могут быть выполнены максимально точно и эффективно.
Использование дидактических игр в коррекционной работе по устранению заикания реализуется в соответствии с рядом принципов. К ним относятся:
- Принцип деятельности. он означает, что игра представляет собой совокупность действий или операций. Поэтому игровые упражнения не перемешиваются с самой игровой деятельностью.
- Принцип системности. Он означает использование коррекционных дидактических игр и иных методов коррекции в качестве единой системы, оказывающей комплексное воздействие на коррекцию заикания.
- Принцип последовательности. Он означает, что применение дидактических игр, ориентированных на устранение заикания должно быть реализовано в определенной последовательности, отвечающей индивидуальной специфике развития ребенка, особенностям проявления его речевого дефекта, наличия сопутствующих отклонений в развитии. Необходимо сначала использовать игры, которые имеют конкретное содержание и правила, а потом, по мере коррекции дефектов, включать игры творческой направленности.
- Принцип индивидуальности. Игровая деятельность строится на основе дифференцированного подхода. Заикание необходимо корректировать, исходя их нарушений моторных функций, коммуникативных навыков, активности и развитие подражания. Степень проявления отклонений требует выбора конкретной дидактической игры для отельного ребенка или группы детей. Если у ребенка плохо развиты моторные функции, то логопед индивидуально подбирает подвижные игры: с простыми движениями или более сложными, включением соревновательного компонента или без него.
- Принцип плавности. Переход между игровыми действиями должен быть плавным. К окончанию игры необходимо подходить спокойно. Особенно, это касается подвижной игры. Нельзя резко прерывать активные действия и вступать в стадию покоя. Ритмы дыхания и сердечной работы необходимо стабилизировать постепенно.
- Принцип развития коммуникативной общительности. В ходе игрового действия, логопед распределяет роли и функции между участниками, посредством анализа коммуникативной активности каждого ребенка и степени ее проявления в социальной среде. Таким образом, происходит распределение активных и пассивных ролей.
- Принцип учета структуры дефекта. Для игровой деятельности, дети разделяются на группы, в зависимости от степени проявления заикания. Для каждой группы выбирается соответствующая дидактическая игра и иные коррекционные мероприятия.
- Принцип постадийной реализации коррекционной работы. На каждом этапе коррекции, дидактические игры применяются по-разному.
Организация дидактических игр при коррекции заикания
Дидактические игры применяются на каждой стадии коррекционной работы. Они могут иметь разную направленность, темы, содержание, функциональное назначение. Игры отличаются по сложности и объему содержания, ролевым функциям участников и выбираются в зависимости от уровня развития речи ребенка с заиканием и его поведенческих реакций.
Дидактические игры наиболее применимы для коррекции звукопроизношения и устранения заикания у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе происходит подготовка ребенка к школе, поэтому использование игр-занятий является наиболее целесообразным и рациональным средством.
Помимо игр-занятий, в коррекционной логопедической работе применяются подвижные дидактические игры. Они формируют не только речевые навыки ребенка, но и воспитывают волю, выдержку, навыки объективного оценивания, стремление к достижению конкретного результата игры. В подвижной игре приоритетная роль отводится личностным свойствам ребенка, что устраняет у детей замкнутость и способствует изменению их отношения к заиканию.
Также, актуально применение дидактических игр творческой направленности. К примеру, игры-драматизации и сюжетно-ролевые игры способствуют усвоение речи, к которой применяются повышенные требования: общение в новой социальной среде, взаимоотношения в конфликтных ситуациях, общение с незнакомыми людьми и т.д. Это активизирует речь ребенка и подготавливает его к школьному этапу обучения.
Коррекционные игры для устранения заикания дошкольников представлены следующими разновидностями:
- Коррекция речи шепотом. Такие дефекты требуют работы над развитием моторных функций и артикуляции. Проводятся игры с элементами гимнастических упражнений, дыхательными упражнениями.
- Игры-молчанки. Они ориентированы на снятие возбудимости при речевом произношении. Игры помогают развить терпение и усидчивость. Используются игры, требующие сохранения молчания или положения в одной позе в течение длительного времени.
- Игры на формирование слухового восприятия. Игры служат для выявления направления звука, формирование чувства ритма и тормозных реакций, развитие координации и пространственной ориентации.
- Игры дыхательной направленности. Они связаны с формирование дыхания при произношении, его оптимального темпа и ритма, формирование плавного дыхания.
- Игры на расслабление моторики.