Понятие, цели и задачи коррекционной педагогики
Коррекционная (специальная) педагогика – это отрасль педагогики, которая занимается разработкой методов обучения и воспитания детей, имеющих различные психофизические нарушения для того, чтобы они могли достичь максимально возможный уровень личностного развития, получить образование и иметь возможность вступить в самостоятельную взрослую жизнь.
Основная цель специальной педагогики – выявить и преодолеть недостатки в развитии личности ребенка, помочь ему успешно освоить картину мира и адекватно интегрироваться в социум.
Объектом коррекционной педагогики выступает личность ребенка, у которого есть несущественные отклонения психофизиологического развития или отклонения в поведении, которые затрудняют адекватное протекание социализации и школьной адаптации.
Предмет специальной педагогики – дифференциация процессов воспитания, обучения и развития детей, имеющих недостатки развития и отклонения в поведении, выявление наиболее результативных путей и средств, своевременного выявления, предупреждения и преодоления отклонений в их развитии и поведении.
Специальная педагогика должна помочь решить следующие задачи:
- выявить природу и суть недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их проявления;
- изучить историю становления и развития коррекционной педагогики для детей, имеющих недостатки психофизического развития и поведенческих девиаций;
- определить передовые направления в работе по предупреждению и преодолению отклонений в развитии и поведении детей, определение этиологии психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка;
- разработка технологий, структуры методов, приемов и средство воздействия в рамках коррекционной педагогики на детскую личность, имеющую некоторые недостатки в развитии и отклонения в поведении;
- создать необходимый объем учебно-методической базы по подготовке учителей к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками психофизиологического развития и поведенческими девиациями.
На сегодняшний день, по статистике, в РФ насчитывается примерно 2 млн. детей, имеющих физические и интеллектуальные недостатки, что составляет практически 5% от общего числе зарегистрированных детей. Основными патологиями являются психические отклонения (30%), неврологические заболевания, поражение органов слуха и зрения.
Для детей, страдающих от этих заболеваний, созданы специальные коррекционные образовательные учреждения, в которых реализуют педагогические технологии, призванные исправить, ослабить или заместить недостатки психофизического развития через образовательные средства. Сфера применения таких технологий, ориентированных на индивидуальные особенности развития каждого ребенка при обучении и воспитании, и есть коррекционная педагогика.
Специальной и коррекционной педагогикой обеспечиваются научный базис работы специальных образовательных коррекционных школ и дошкольных учреждений, коррекционных классов, логопедических пунктов, специальных дошкольных групп при массовых школах и ДОУ, которые решают как общие педагогические задачи, так и специфические:
- корректировать нарушения в развитии;
- обеспечивать коррекционное обучение и воспитание;
- проводить лечебно-профилактическую работу;
- профессионально готовить по доступной специальности;
- обеспечивать социокультурную интеграцию и адаптацию.
Основные направления специальной педагогики как науки
Дети с ограниченными возможностями – это дети, у которых есть некоторые функциональные ограничения, полученные ими в результате перенесенной болезни, отклонений или недостатков в развитии, по состоянию здоровья, внешности, из-за неприспособленности внешней среды к их особым потребностям, в связи с негативными стереотипами, предрассудками относительно общества к людям-инвалидам.
По определению В.П. Кащенко, норма – это просто среднее и наиболее распространенное значение. Это среднее не будет постоянным явлением, оно изменяется в зависимости от социально-экономических, культурно-исторических, климатических и других условий исторического периода.
В коррекционной педагогике объединено несколько самостоятельных отраслей:
- сурдопедагогика – изучает проблематику воспитания детей с недостатками слуха;
- тифлопедагогика – обучение детей со зрительными нарушениями;
- олигофренопедагогика – обучение детей с умственной отсталостью;
- логопедия – изучение и устранение речевых дефектов.
Так как коррекционная педагогика изучает образование и развитие детей с психофизиологическими отклонениями, она должна владеть данными их клинических исследований, которые могут быть получены из невропатологии, патологической анатомии, патофизиологии, общей и медицинской генетики, психопатологии, детской психиатрии. Для сурдо- и тифлопедагогики большую роль играют данные отоларингологии и офтальмологии. Разрабатывать новые методы восстановления нарушенных психических функций, используя приемы компенсации дефекта помогает патопсихология.
Патопсихология – это отрасль психологии, занимающаяся изучением изменений психической деятельности при патологических состояниях мозга.
Фундаментальные методические основы образования и социализации нетипичных детей осуществляют, базируясь на общей и специальной психологии, занимающейся изучением психологических особенностей детей с проблемами.
Основные положения воспитания и обучения нетипичных детей в коррекционной педагогике разрабатываются в соответствии с принципами общей психологии, что делает ее составной частью общей педагогики. Специальная педагогика, в свою очередь, занимается разработкой специфических путей реализации данных принципов, средств и приемов коррекционной работы, что и позволяет ей называться самостоятельной наукой.