Сущность и целевое назначение корпоративного обучения
Корпоративное обучение – это входящий в систему непрерывного профессионального обучения процесс получения дополнительного образования сотрудниками определенной компании, фирмы, предприятия, формирования у них конкретных навыков и умений.
Такое обучение организуется руководством компании, стремящимся повысить уровень профессионального мастерства своих сотрудников, перепрофилировать их, повысить уровень их квалификации. Это необходимо для того, чтобы сотрудники могли в ускоренном темпе реализовывать задачи компании, делать свою работу более качественно и целесообразно. Кроме того, корпоративное обучение помогает сотрудникам реализовывать свои личные цели, обусловленные переходом на новую квалификационную ступень, достижением профессиональных высот и карьерным ростом.
Любая организация стремится организовать корпоративное обучение своего персонала, чтобы сделать его деятельность более продуктивной и повысить экономическую рентабельность.
Корпоративное обучение носит системный характер т.е. оно представляет собой комплекс взаимодействующих компонентов, включающих разнообразные обучающие курсы, программы, тренинги, командировки. Оно обеспечивает адаптацию работников к быстро меняющимся условиям социального и экономического развития, влекущим изменение условий труда, а также дает возможность получить новые знания и навыки, отвечающие требованиям информационного общества и законодательства.
Целевым назначением корпоративного обучения является создание высокого уровня квалификации работников, обладающих профессиональной компетентностью и профессиональной ориентацией.
Целевое назначение обучения определяет его основные задачи:
- Организация обучения сотрудников по различным профилям, а также периодическое повышение уровня квалификации для специалистов различных направлений. Особенно остро это касается менеджеров и маркетологов, экономистов и финансистов, юристов и логистов;
- Перепрофилирование сотрудников, формирование новых навыков в случае изменения трудовых условий и направлений деятельности организации;
- Знакомство сотрудников с новыми современными технологиями;
- Ознакомление персонала с большим количеством информационных источников, касающихся продукции или направлений деятельности организации;
- Поддержание профессионализма работников на должном уровне;
- Улучшение условий работы и психологического климата в коллективе;
- Развитие компетенций профессионального, управляющего и корпоративного характера;
- Экономия ресурсов, затрачиваемых на организацию производственной деятельности;
- Способствование профессиональной и социальной адаптации сотрудника на рабочей или управляющей должности.
Процесс организации корпоративного обучения
Корпоративное обучение организуется в зависимости от целевого назначения, текущего этапа развития и потребностей организации. В этой связи процесс обучения может носить одноразовый характер т.е. быть ориентированным на достижение какой-то цели, решение задачи или проблемного вопроса предприятия, либо быть систематическим т.е. обучение проводится постоянно и направляется на приспособление сотрудников к быстрому темпу модернизации производства, изменении условий социально-экономического развития и труда. Систематическое обучение может быть организовано на основе проведения постоянных тренингов, встреч с ведущими специалистами какого-то направления, еженедельных лекций по экономическим и маркетинговым направлениям развития компании и т.д.
Обучение сотрудников корпорации может быть произведено несколькими путями:
- Классическое повышение квалификации сотрудников путем отправления их на специальные курсы.
- Организация обучения внутренними силами, ресурсами и сотрудниками компании.
- Привлечение сторонних специалистов для проведения обучения.
- Проведение повышения квалификации внутри самой организации.
- Проведение вебинаров.
Чтобы сэкономить материальные ресурсы, организация зачастую прибегает к организации корпоративного обучения своими силами. Оно проводится сотрудниками компании – психологами, педагогами, бизнес-тренерами, которые могут, как занимать именно эту должность в организации, так и совмещать ее с иной профессиональной деятельностью. Это в значительном объеме экономит ресурсы организации, но не всегда обеспечивает должный образовательный эффект. Внутреннему специалисту организации достаточно сложно построить педагогически продуктивные отношения с персоналом. Кроме того, совмещение его рабочих обязанностей осложняет выделение оптимального количества времени на обучении, а также не дает возможности определения перспектив развития в нужном направлении.
Гораздо продуктивнее приглашать специалистов для подготовки кадров со стороны. Это дает возможность привлечь наиболее квалифицированных специалистов в нужной области. Такое обучение стоит дорого, но его качество говорит само за себя.
Выбор формы организации обучения зависит от его целевого назначения и конкретной задачи. Оно может проводиться в форме лекций, семинаров, тренингов, деловых и ролевых игр, проведения мастер-классов, кейс обучения, вебинаров, дистанционного обучения, программного обучения, электронных информационных приложений.
Важность организации корпоративного обучения
Любая организация, стремящаяся к достижению эффективного развития, экономического подъема и выживанию в экономической сфере должна обязательно проводить корпоративное обучение своих сотрудников.
Его необходимость и целесообразность обусловлена следующими моментами:
- Учебный процесс ориентирован на решение определенных задач и проблемных моментов в работе организации, профессиональной деятельности сотрудников, что позволяет сделать ее более продуктивной и качественной;
- Посредством корпоративного обучения формируется корпоративная культура, являющаяся отличным инструментом достижения общих целей организации и повышения ее прибыли, способствующая развитию как внутренних связей между сотрудниками, так и внешнего взаимодействия с контрагентами;
- Необходимость ускоренного повышения профессионализма и квалификации сотрудников;
- Новые методы и приемы организации работы способствуют экономии ресурсов и повышающие экономическую отдачу.