Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Координация учебных действий обучающегося в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса

Сущность личностно-ориентированного обучения

Определение 1

Личностно-ориентированное обучение – это тип обучения, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в ФГОС, приобретают для каждого ученика личностный смысл, развивают его мотивацию к обучению.

Личностно-ориентированный подход базируется на учете индивидуальных особенностей учащегося, рассматриваемого как полноценная личность, со своими характерными чертами, склонностями и интересами. Данный подход подразумевает, что для каждого ученика характерен определенный способ осуществлять деятельность по изучению того или иного предмета. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:

  • самостоятельное обучение детей, выражающееся определением целей и задач курса самими учащимися, выбором приемов, которые они предпочитают;
  • опора на имеющиеся знания учащихся и их опыт;
  • учет социокультурных особенностей учеников и их образа жизни, поощрение желания быть самими собой;
  • учет эмоционального состояния учеников, их морально-этических и нравственных ценностей;
  • целенаправленное формирование учебных умений, характерных той или иной учебной стратегии, выбранной каждым учащимся;
  • перераспределение ролей ученика и учителя в учебной деятельности, то есть роль учителя ограничивается, ему присваиваются функции помощника, советника и консультанта.

Впервые понятие личностно-ориентированного обучения использовал К. Роджерс. Он характеризовал весь образовательный процесс двумя словами – обучение и учение.

Обучение – это процесс воздействия учителя на учеников, а учение – развитие интеллектуальных и личностных особенностей учеников, как результат их индивидуальной деятельности. Им выделен ряд установок учителя во время использования личностно-ориентированного метода:

  • открытость педагога для межличностного общения с учениками;
  • внутренняя уверенность педагога в каждом своем ученике, в его возможностях и способностях;
  • умение видеть мир глазами учащихся.

Петровский В.А. считает, что личностно-ориентированный подход базируется на нескольких принципах:

  • вариативность, то есть использование не однотипных и равных для всех, а разнообразных моделей обучения, на основании индивидуальных особенностей детей и их опыте. Ответственность за реализацию данного принципа лежит на взрослых;
  • синтез-технологии, вовлекающие учеников в процесс личностного развития, совместного действия и эмоционального освоения мира;
  • старт – вовлечение детей в деятельность, которая им приятна, близка, предпочтительна, с благоприятными условиями для дальнейшего изучения предмета.
«Координация учебных действий обучающегося в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Особенности разработки личностно-ориентированного урока

Выделяют несколько позиций, которые обязательно должны учитываться педагогом при разработке личностно-ориентированного урока:

  1. Опора на субъектный опыт. Организация личностно-ориентированного урока предполагает, что учитель должен уважительно относиться к любым высказываниям учеников, относительно содержания обсуждаемо темы. Педагогу необходимо продумать не только то, какой материал он будет преподносить, но и какие содержательные характеристики относительно этого материала могут содержаться в субъектном опыте учеников. Ученики в таких условиях стремятся быть услышанными, начинают высказываться в соответствии с затронутой темой, предлагают не боясь ошибок, свои варианты содержательного обсуждения. Учитель должен быть готов к тому, чтобы подтолкнуть учеников к такому разговору, помочь им выразить индивидуальное мнение.
  2. Знание психофизических особенностей – подбор дидактического материала для личностно-ориентированного урока предполагает, что учитель знает не только его объективную сложность, но и индивидуальные предпочтения каждого учащегося в работе с предлагаемым материалом. Он должен иметь некоторый набор дидактических карточек, которые позволят ученику поработать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программным требованием, но будут передавать его посредством слова, знаково-условного обозначения, рисунка, предметного изображения и пр. Вид и форма материала, возможность их репрезентации учащимся во многом определены содержанием самого материала, требованиями по его усвоению, но единообразие в этих требованиях должно отсутствовать. Ученик должен иметь возможность проявлять индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом.
  3. Роль равноправных партнеров. Для того, чтобы учащийся мог самостоятельно выбирать наиболее интересные ему задания в соответствии с содержанием, видом и формой для наиболее активного проявления себя, учителю необходимо относить к фронтальным методам работы на уроке только информационные, а к индивидуальным – все варианты самостоятельной и групповой работы. Это предполагает необходимость учитывать не только познавательные, но и эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учеников, возможности их проявления на уроке.

Необходимо упомянуть, что реализация личностно-ориентированного обучения в современной школе вызывает ряд трудностей. Назовем некоторые из них:

  • комплектование групп учеников – в классах с 25-30 учениками учитель просто не может отметить индивидуальные особенности каждого ребенка, а тем более на основании них построить работу с учетом субъектного опыта каждого ребенка;
  • процесс обучения ориентируется на «среднего» ученика;
  • отсутствуют организационные условия, дающие возможность реализовать способности и индивидуально значимые ценности учеников по каждому отдельному предмету;
  • необходимость равномерно уделять внимание каждому учебному предмету – и значимому для ребенка, и нелюбимому;
  • приоритет оценки знаний, умений и навыков, а не усилий, затраченных учеником на овладение содержанием образования.

Так или иначе, можно сказать, что в обычной современной школе реализовать личностно-ориентированное обучение крайне сложно, а порой - практически невозможно. Вместе с объективными причинами, которые препятствуют внедрению личностно-ориентированного обучения, имеет место быть консерватизм некоторых педагогов, которые позиционируют себя в рамках авторитетной педагогики, либо привыкли внедрять инновации в образовательную практику в соответствии с формальными признаками, не понимая всей глубинной сути преобразований. Внедрить личностно-ориентированное обучение можно только тогда, когда будут переосмыслены функции всех участников образовательной деятельности и соблюдены все необходимые условия.

Дата последнего обновления статьи: 08.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot