Сущность личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это тип обучения, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в ФГОС, приобретают для каждого ученика личностный смысл, развивают его мотивацию к обучению.
Личностно-ориентированный подход базируется на учете индивидуальных особенностей учащегося, рассматриваемого как полноценная личность, со своими характерными чертами, склонностями и интересами. Данный подход подразумевает, что для каждого ученика характерен определенный способ осуществлять деятельность по изучению того или иного предмета. Обучение в соответствии с этим подходом предполагает:
- самостоятельное обучение детей, выражающееся определением целей и задач курса самими учащимися, выбором приемов, которые они предпочитают;
- опора на имеющиеся знания учащихся и их опыт;
- учет социокультурных особенностей учеников и их образа жизни, поощрение желания быть самими собой;
- учет эмоционального состояния учеников, их морально-этических и нравственных ценностей;
- целенаправленное формирование учебных умений, характерных той или иной учебной стратегии, выбранной каждым учащимся;
- перераспределение ролей ученика и учителя в учебной деятельности, то есть роль учителя ограничивается, ему присваиваются функции помощника, советника и консультанта.
Впервые понятие личностно-ориентированного обучения использовал К. Роджерс. Он характеризовал весь образовательный процесс двумя словами – обучение и учение.
Обучение – это процесс воздействия учителя на учеников, а учение – развитие интеллектуальных и личностных особенностей учеников, как результат их индивидуальной деятельности. Им выделен ряд установок учителя во время использования личностно-ориентированного метода:
- открытость педагога для межличностного общения с учениками;
- внутренняя уверенность педагога в каждом своем ученике, в его возможностях и способностях;
- умение видеть мир глазами учащихся.
Петровский В.А. считает, что личностно-ориентированный подход базируется на нескольких принципах:
- вариативность, то есть использование не однотипных и равных для всех, а разнообразных моделей обучения, на основании индивидуальных особенностей детей и их опыте. Ответственность за реализацию данного принципа лежит на взрослых;
- синтез-технологии, вовлекающие учеников в процесс личностного развития, совместного действия и эмоционального освоения мира;
- старт – вовлечение детей в деятельность, которая им приятна, близка, предпочтительна, с благоприятными условиями для дальнейшего изучения предмета.
Особенности разработки личностно-ориентированного урока
Выделяют несколько позиций, которые обязательно должны учитываться педагогом при разработке личностно-ориентированного урока:
- Опора на субъектный опыт. Организация личностно-ориентированного урока предполагает, что учитель должен уважительно относиться к любым высказываниям учеников, относительно содержания обсуждаемо темы. Педагогу необходимо продумать не только то, какой материал он будет преподносить, но и какие содержательные характеристики относительно этого материала могут содержаться в субъектном опыте учеников. Ученики в таких условиях стремятся быть услышанными, начинают высказываться в соответствии с затронутой темой, предлагают не боясь ошибок, свои варианты содержательного обсуждения. Учитель должен быть готов к тому, чтобы подтолкнуть учеников к такому разговору, помочь им выразить индивидуальное мнение.
- Знание психофизических особенностей – подбор дидактического материала для личностно-ориентированного урока предполагает, что учитель знает не только его объективную сложность, но и индивидуальные предпочтения каждого учащегося в работе с предлагаемым материалом. Он должен иметь некоторый набор дидактических карточек, которые позволят ученику поработать с одним и тем же содержанием, предусмотренным программным требованием, но будут передавать его посредством слова, знаково-условного обозначения, рисунка, предметного изображения и пр. Вид и форма материала, возможность их репрезентации учащимся во многом определены содержанием самого материала, требованиями по его усвоению, но единообразие в этих требованиях должно отсутствовать. Ученик должен иметь возможность проявлять индивидуальную изобретательность в работе с учебным материалом.
- Роль равноправных партнеров. Для того, чтобы учащийся мог самостоятельно выбирать наиболее интересные ему задания в соответствии с содержанием, видом и формой для наиболее активного проявления себя, учителю необходимо относить к фронтальным методам работы на уроке только информационные, а к индивидуальным – все варианты самостоятельной и групповой работы. Это предполагает необходимость учитывать не только познавательные, но и эмоционально-волевые и мотивационно-потребностные особенности учеников, возможности их проявления на уроке.
Необходимо упомянуть, что реализация личностно-ориентированного обучения в современной школе вызывает ряд трудностей. Назовем некоторые из них:
- комплектование групп учеников – в классах с 25-30 учениками учитель просто не может отметить индивидуальные особенности каждого ребенка, а тем более на основании них построить работу с учетом субъектного опыта каждого ребенка;
- процесс обучения ориентируется на «среднего» ученика;
- отсутствуют организационные условия, дающие возможность реализовать способности и индивидуально значимые ценности учеников по каждому отдельному предмету;
- необходимость равномерно уделять внимание каждому учебному предмету – и значимому для ребенка, и нелюбимому;
- приоритет оценки знаний, умений и навыков, а не усилий, затраченных учеником на овладение содержанием образования.
Так или иначе, можно сказать, что в обычной современной школе реализовать личностно-ориентированное обучение крайне сложно, а порой - практически невозможно. Вместе с объективными причинами, которые препятствуют внедрению личностно-ориентированного обучения, имеет место быть консерватизм некоторых педагогов, которые позиционируют себя в рамках авторитетной педагогики, либо привыкли внедрять инновации в образовательную практику в соответствии с формальными признаками, не понимая всей глубинной сути преобразований. Внедрить личностно-ориентированное обучение можно только тогда, когда будут переосмыслены функции всех участников образовательной деятельности и соблюдены все необходимые условия.