Конспект урока – это план реализации учебного занятия с детальным отражением его содержания и методики проведения.
Конспект урока включает в себя основные моменты, изучаемой на уроке темы, т.е. это краткое отображение темы исследования, ее сущностных аспектов.
Конспект предполагает связь всех компонентов учебного занятия. Он помогает соблюсти последовательность его реализации, не нарушив логической связи.
Конспекты уроков не должны быть большими по объему. Материал необходимо грамотно сократить и представить в оптимальной форме.
Конспекты уроков имеют свои особенности составления в зависимости от уровня обучения и этапа обучения по конкретному курсу.
Схема составления конспекта уроков для 4 класса
Схема составления конспекта уроков начальной школы является примерной, поскольку, каждый урок имеет свою специфику, а также, каждый педагог применяет свою методику преподавания и передачи знаний по конкретной дисциплине.
Конспекты уроков для учащихся 4-го класса начальной школы составляются по следующей схеме:
- Организационный аспект урока. В нем прописываются цель и задачи проведения урока, отражающие те знания и навыки, которые будут получены учащимися в ходе его реализации, тема урока и варианты ее полноценного раскрытия т.е. методы, используемые на этапе мотивации к познанию.
- Описание деятельности учащихся на уроке. Она связана с поставленной целью и задачами деятельности. Деятельность должна отражать ту работу на уроке, которая связана с готовностью воспринимать информацию и формировать какие-то навыки деятельности, обусловленные изучаемым предметом.
- Описание деятельности педагога. Конспект отражает последовательность операций, реализуемых педагогов для организации урока, настроя учащихся на работу, создания комфортной обстановки, достижения целей и задач урока.
- Планирование проверки домашнего задания. В четверном классе, в зависимости от предмета изучения, может быть устроен опрос учащихся по домашнему заданию или организована проверка тетрадей т.е. выполненных упражнений. Здесь же, расписываются показатели оценки выполнения учащимися домашнего задания.
- Отражение хода проведения урока. В конспекте прописываются методы и формы работы, ориентированные на продуктивное исследование конкретной темы, оборудование, используемое на уроке, методы стимулирования к работе учащихся, способы активизации внимания и восприятия учащихся, материал, на который опирается изучение данной темы: имеющиеся знания и навыки учащихся в данной области, опора на знания по иной дисциплине, опыт жизнедеятельности и т.д.
- Работа по закреплению изученного. Она связана с определением тех итогов познавательной деятельности, которых необходимо достичь на данном этапе работы, расписанием упражнений и задач, вопросов, которые помогают в закрепление изученного, прогнозирование уровня освоения учебного материала учащимися и выбором методов и средств, позволяющих скорректировать, ожидаемые пробелы в знаниях и трудности в понимании и освоении новой темы.
- Домашнее задание учащимся. Оно предполагает постановку цели домашней деятельности учащихся, выбор упражнений и задач, актуальных для выполнения самостоятельного выполнения и определение критериев его оценки.
Конспект урока математики для учащихся 4 класса
Тема: Обобщение материала по теме: «Величины».
Целевое назначение урока: закрепление материала по теме величины, навыки оперирования ими, формирование интереса к данной теме и математике в целом.
Оборудование: на уроке будет использовано оборудование, включающее в себя:
- Презентацию;
- Карточки с заданиями.
Урок начинается со вступительного слова педагога: Сегодня мы с вами будет продолжать знакомство с величинами. Что вы можете сказать о них? Что такое величины? Какие они бывают? Давайте вспомним все, все. Это очень нам пригодится, поскольку далее нас ждет интересное путешествие, которое невозможно начать без этих знаний.
Ход урока: Показываются слайды, на которых даются задания на определение высоты, длины, количества часов, площади, периметра геометрических фигур.
Затем, учащимся раздаются карточки с индивидуальными заданиями. Задания разной сложности. Проверка заданий осуществляется коллективно.
Проведение физкультминутки: руки шире, ноги шире, кто смелее в этом мире? Кто быстрее и сильнее, ну а кто же всех умнее?
Решение задач на доске:
- Скорость лодки составляет 10 км/ч, скорость течения реки 3 км/Ч. Нам необходимо проплыть по этой реке, чтобы добраться до сокровищ. Плыть мы будем 6 часов. Какое расстояние мы проплывем за это время?
- На острове мы встречаем с вами черепаху. Она двигается со скоростью 2 км/ч. Ей необходимо добраться до другого конца острова, пройдя расстояние – 12 км. Через какое время она сможет достичь места назначения?
Подведение итогов и закрепление материала: Мы с вами изучили величины и решили множество задач на их определение. Скажите пожалуйста, какие трудности возникли у вас при изучении и закреплении данной темы? Что вам непонятно?
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 4 класса
Тема: Праздники.
Целевое назначение урока: Изучение разных праздников, их национальных особенностей проведения и отличительных черт, воспитание патриотизма, любви к Родине через культуру празднования.
Ход урока: урок состоит из следующих этапов:
Актуализация знаний учащихся. Для этого проводится Викторина. Она включает следующие вопросы:
- Какие национальные праздники вам известны?
- Какие из них вы любите больше всего?
- Какие праздники вы отмечаете в кругу семьи, а какие праздники с друзьями, одноклассниками?
- Кто правит нашей страной и чем он занимается?
- Кем вы все являетесь? (гражданами)
- Какие у вас есть права и обязанности?
Проведение беседы о праздниках. Она включает в себя обсуждение праздников по временам года и месяцам. Затем, об особенностях празднования того или иного праздника с рассмотрением иллюстраций учебника. Какие песни исполняются на тот или иной праздник, какие блюда готовятся.
- Работа с учебником окружающего мира. Чтение параграфа о праздниках, знакомство с теми праздниками, которые еще не были рассмотрены, которые учащиеся не знали или не вспомнили.
- Подведение итогов: ребята мы сегодня с вами рассматривали праздники. Какие новые праздники вы для себя открыли? Будете ли их отмечать? Что нового вы узнали об известных вам праздниках – Новый год, День рождения, 8 марта, День Победы? Что было непонятно? Что бы еще вам хотелось узнать о праздниках.