Понятие и значение НОД в ДОУ
НОД – это непосредственно образовательная деятельность в дошкольном образовательном заведении.
НОД выступает одной из форм обучения в ДОУ. Такая форма работы ориентирована на развитие учащегося. Она предполагает такую организацию образовательной деятельности, которая способствует всестороннему развитию личности каждого ребенка, реализуемому в ходе образовательной деятельности.
НОД совмещает обучение детей и совместную деятельность воспитателя с ними т.е. организацию разных видов деятельности, в ходе которых реализуется обучение.
Образовательная деятельность организуется в ДОУ в виде индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Ее содержание, структура, формы реализации проектируются воспитателем ДОУ в виде конспекта т.е. к каждому учебному занятию составляется конспект, в котором отражаются основные виды и направления непосредственно образовательной деятельности, ее этапов, форм обучения дошкольников.
НОД отражает этапы образовательной работы и ее основные направления. Кроме того, НОД является важным направлением организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ, поскольку, она отражает основные аспекты обучения и развития дошкольников т.е. те компетенции детей конкретной возрастной группы, которые должны быть сформированы у них в ходе непосредственных образовательных занятий.
Рисунок 1. Планирование НОД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Требования к составлению конспекта НОД
Конспект НОД – это документ, отражающий проект реализации образовательной деятельности на конкретном занятии в дошкольной образовательной организации.
Конспект НОД составляется с учетом требованием ФГОС ДО и имеет свою специфику оформления в соответствии с особенностями реализации образовательной деятельности, функционирования системы дошкольного образования в конкретном регионе. При этом, составление конспекта НОД опирается на ряд требований, которые требуют обязательного исполнения:
- Отражение современных тенденций развития системы дошкольного образования.
- Отражение традиций дошкольного образования конкретного региона и направлений его образовательной политики.
- Методически грамотное составление конспекта.
- Обязательное прописывание целевого назначения НОД и конкретных задач, которые должны быть решены в ходе образовательной деятельности на учебном занятии.
- Обязательное решение образовательных задач, прописанных в конспекте НОД.
- Отражение отдельных этапов НОД и их нюансов проведения.
- Отражение структуры и предметного содержания образовательной деятельности.
- Отражение методов и форм организации НОД.
- Проектировка мотивации учащихся к познавательной деятельности и обучению.
- Отражение индивидуальных особенностей воспитанников конкретной группы, в которой будет реализована НОД: индивидуальные особенности развития, психические особенности, уровень интеллекта, познавательной заинтересованности дошкольников.
Учет этих требований при написании конспекта НОД позволяет спроектировать образовательную деятельность ДОУ, ориентированную на результат т.е. обучение и развитие подрастающего поколения, формирование основных личностных, предметных компетентностей детей, их навыков продуктивной и иных видов деятельности.
Рисунок 2. Оформление конспекта НОД. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Структура конспекта НОД
Конспект НОД включает в себя следующие разделы:
- Заголовок. Он отражает название образовательной деятельности, реализуемой на конкретном занятии. При этом, может быть указано только направление деятельности – познавательное развитие, формирование трудовых навыков и т.д., или может быть указано название игры, в ходе которой будет реализовано обучение: «Едем в гости к зайчику», «История Красной шапочки» и т.д.
- Указание ведущей области образовательной деятельности, отражение ее связи с другими областями обучения и реализация образовательной деятельности в различных видах деятельности дошкольников.
- Отражение форм организации НОД: коллективная, индивидуальная, групповая, совместная деятельность с воспитателем.
- Отражение используемых методов и приемов работы.
- Указание материала, инструментов, оборудования, применяемого на занятии.
- Отражение мотивационной деятельности т.е. предварительной подготовки детей к обучению.
- Отражение целевого назначения НОД и ее задач. На каждом конкретном занятии решаются определенные задачи. При этом, цель может быть единой для каждого занятия, но задачи всегда будут отличаться. Тем более, что за короткий промежуток времени, в течении которого проводятся занятия в ДОУ, невозможно достичь конкретной образовательной цели, а вот решить ту или иную задачу, вполне, возможно.
- Расписывание хода реализации непосредственной образовательной деятельности. здесь отражается ход работы, ее этапы, организационные моменты и контрольная деятельность.
Отражение в конспекте этапов реализации НОД
Основная часть учебного занятия, отражается в конспекте в виде этапов деятельности педагога. Работа педагога проходит в три основных этапа:
- Подготовка к занятию. На данном этапе определяется тема занятия, ставится цель и задачи деятельности и рассматриваются организационные аспекты НОД: методы и формы работы, условия реализации, отвечающие особенностям развития всех участников конкретной группы ДОУ. Здесь же, рассматриваются направления мотивации детей к познанию.
- Основной этап. Он включает в себя основные аспекты изучения нового материала: организация игровой деятельности, ее постепенное усложнение, актуальность использования различных видов игр и упражнений для решения задач занятия, способы подведения дошкольников к новому знанию, его успешного освоения и закрепления.
- Заключительный этап. Он отражает подведение итогов обучения т.е. педагог использует упражнения и задания на закрепление усвоенного знания, его применения в типовых обстоятельствах. Все это, как правило, планируется проводить в игровой форме, которая поможет каждому дошкольнику закрепить знания и навыки в конкретном направлении деятельности. Также, происходит оценка деятельности дошкольников и формирование у них навыков самооценки. В конспекте отражаются способы и методы реализации контроля и самоконтроля НОД.