Цель и задачи игры «Чьи малыши?»
Вид деятельности – проведение дидактической игры «Чьи малыши?».
Форма организации игры – групповая.
Цель – закрепить знания о животных и их детенышах, их голосах; выработать умение соотносить изображения детенышей и взрослых животных.
Планируемые результаты:
- дети начинают сопереживать, становятся заинтересованными, любознательными, самостоятельно определяют цель игры;
- дети обучаются планированию действий в необходимой последовательностью, проявляют интерес к игровой деятельности. Знание и понимание игровых правил и действий;
- дети обучаются выполнению действий по алгоритму, нацеленному на игровые действия; учатся сотрудничеству внутри коллектива;
- дети обучаются формулированию выводов и их аргументированию, оценке результата собственной деятельности и выражению своих чувств;
- дети стремятся к использованию игр в самостоятельной деятельности.
Дидактическая цель – научить детей определять детенышей животных по виду и голосу.
Игровая задача – помочь животным в поиске их потерявшихся детенышей.
Игровые правила: поставить карточку с изображением детеныша на мольберт можно только после того, как животное названо правильно.
Задачи образовательной программы
Выделяют следующие задачи, учитывающие индивидуальные особенности воспитанников группы:
Воспитательные задачи:
- воспитать активность и инициативность при осуществлении игровых действий;
- воспитать готовность к взаимопомощи при общении со взрослыми и сверстниками.
Развивающие задачи:
- развить мыслительные операции анализа, обобщения, сравнения, в ходе игровых действий;
- развить свойства непроизвольного внимания – объем, переключение и распределение.
Обучающие задачи:
- обучить выполнению действий по алгоритму;
- закрепить знания о животных.
Принципы дошкольного образования по ФГОС:
- сформировать познавательные интересы и познавательные действия детей в разных типах деятельности;
- поддерживать инициативу детей в разных типах деятельности;
- помочь ребенку полноценно прожить все стадии детства – младенчество, ранний и дошкольный возраст, обогащать детское развитие.
Принципы воспитания:
- формировать личностный стиль взаимоотношений со сверстниками и педагогами;
- создать положительный эмоциональный подъем, воспитывать посредством взаимодействия.
- свобода и самостоятельность;
- активность;
- наглядность;
- доступность;
- индивидуальность.
Оборудование: картинки животных и их детенышей, записи голосов животных.
Этапы проведения игры
Организационный и мотивационно-целевой этап – собирает внимание детей и мотивирует их на предстоящую деятельность. Включает следующие подэтапы:
- игровая ситуация;
- эмоциональное стимулирование;
- объяснение;
- беседа.
Педагог использует эмоциональное включение в действие, вовлекает детей в слушание:
«Ребята! Садитесь на стульчики и посмотрите, что у меня на мольберте?! Это полянка с животными. Каких животных вы знаете? – Молодцы, вы знаете много животных. А кто же еще вышел к нам на полянку? Правильно, это детишки животных. Но у них случилась беда и все малыши перепутались. Давайте поможем животным».
Дети во время этих действий подходят к воспитателю, слушают и сосредотачивают внимание, отвечают на вопросы воспитателей.
Дети в это время сопереживают, проявляя заинтересованность и любознательность.
Совместное планирование. Задачи данного этапа – выделить игровые правила и игровые действия; воспитывать интерес к игре.
Воспитатель должен вовлечь детей в совместный процесс деятельности:
«-Сможем помочь детенышам найти мам? Слышите, на нашей полянке кто-то плачет. Наверное, это малыши. Нужно их найти и отвести к маме».
При этом, заранее детям и воспитателю нужно договориться, что они будут помогать друг другу в затруднительных случаях, и не перебивать друг друга.
Дети внимательно слушают воспитателя, проявляя любознательность, сосредотачивая внимание на задании и участвуя в диалоге. Дети учатся планировать действия в необходимой последовательности, проявляют интерес к игре.
Реализация игрового замысла. Задачи этого этапа:
- научить детей группировке предметов по назначению (в данном случае детенышей и взрослых животных);
- развивать мыслительные операции;
- развивать активную речь детей в ходе игровых действий.
Воспитателем организуется учебный процесс, он задает вопросы, которыми стимулируются мыслительные операции:
«На полянке сидит кошка. Машенька, как ты думаешь, кто детеныш кошки? Позови котенка. Вот он! Мы нашли детенышей для всех животных? Никто не остался один, никто не плачет?».
Дети занимаются выполнением дидактического задания, следят за действиями воспитателя, работают вместе, занимаются выполнением задания, в соответствии с требованиями, а также осваивают последовательность действий и осуществляют самоконтроль и взаимный контроль.
Подведение итогов. Задача этого этап – продемонстрировать степень достижения игровой задачи:
«Животные очень рады и благодарят вас, за то, что вы им помогли. Но им пора идти по домам. Они с вами прощаются».
Дети внимательно слушают, вступают в диалог, вместе с воспитателями подводят итоги и выражают свои чувства и эмоции. На этом этапе они научились делать выводы и аргументировать их, оценивать результаты деятельности и выражать свои чувства.
Открытость. Задача этого этапа – ориентировать детей на осуществление самостоятельной деятельности в режимных моментах.
Воспитатель подталкивает детей к использованию игровой активности в самостоятельной деятельности.