Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Комплексный подход в подготовке детей дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте

Специфика развития готовности к грамматическому познанию детей с ОНР

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это дефекты речевого развития, затрагивающие все аспекты речи ребенка при сохранном слухе и полноценном интеллектуальном развитии.

При наличии у ребенка ОНР подготовка к грамматическому познанию становится затруднительной. В основе успешного освоения грамоты, формирования навыков чтения и письма лежит полноценное речевое развитие. Если же, речь оказывается недоразвитой, то обучение грамматике теряет свой смысл. Потому, обучение грамоте требует предварительной подготовке, основанной на коррекционной логопедической работе комплексного характера. Такая работа реализуется по нескольким направлениям:

  1. Формирование основ фонематического восприятия. Происходит развитие восприятия речи на слух: звуков разного рода, различение слов разного звучания и формирование основ звукового анализа.
  2. Коррекция звукового произношения. Здесь идет постановка правильного произношения проблемных звуков.
  3. Формирование основ звукового анализа и синтеза. Дети учатся различать звуки и слова, выделять слова из предложений и, наоборот, составлять предложения из слов, а слова из отдельных звуков.
  4. Расширение активной лексики. Происходит освоение новых слов и их применение в речи.
  5. Формирование грамматического понимания. Здесь идет работа над понимаем и употреблением предлогов в речи, составление предложений, их разделение на части и распространение.
  6. Формирование связной речи. Оно основано на развитии навыков составления небольших рассказов.
  7. Формирование моторных функций и координационных навыков.
  8. Формирование зрительно ориентации.
  9. Развитие чувства ритма.
  10. Диагностирование готовности ребенка с ОНР к грамматическому познанию.
«Комплексный подход в подготовке детей дошкольного возраста с ОНР к обучению грамоте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Таким образом, подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста с ОНР имеет свои особенности. Они связаны с проведением логопедической работы по формированию всех сторон речи ребенка, развитием его психических функций и моторики, а также проведением предварительной диагностики, определяющей уровень готовности к изучению грамоты каждого отдельного ребенка, на основании которой формируются специальные программы обучения коррекционной направленности.

В ходе подготовки, необходимо учитывать следующие особенности речевого развития дошкольника с ОНР:

  • Неразвитость или слабая развитость фонематического восприятия, навыков анализа и синтеза;
  • Сложности переключения внимания дошкольника;
  • Неразвитое внимание к морфологической структуре слова;
  • Неразвитость психических процессов: мелкая моторика, пространственные представления, визуальное восприятие и координация;
  • Проблематичность различения сходных по звучанию звуков: с, ш, ж, ш, л, р;
  • Отсутствие мотивации к развитию речи и изучению ее грамматической стороны.

Методика коррекционной подготовительной работы

Методика коррекции ОНР, ориентированная на подготовку к изучению дошкольниками грамоты, включает в свой состав три блока:

  1. Развитие правильного звукового произношения через постановку всех звуков речи и доведение их произношения до автоматизма в параллели с развитием фонематического восприятия и пространственных представлений.
  2. Проведение спортивно-оздоровительной работы по развитию координационных навыков, пространственной ориентации и зрительной ориентации. Работа связана с проведением физкультурных занятий, гимнастики, занятий по рисованию, лепке, аппликации.
  3. Проведение музыкальных занятий. Они формируют чувства ритма, улучшают фонематическое восприятие.

Работа по данной методики носит комплексный характер т.е. воздействие оказывается на развитие всех сторон речи, общее развитие дошкольника и формирование у него готовности к обучению и познанию, усвоению грамматики. Ее основной целью является повышение уровня готовности детей с недоразвитием речи к усвоению грамоты.

Реализация данной методики опирается на разделение дошкольников на мини-группы по общим признакам речевого недоразвития. Детям предлагаются разнообразные задания по дифференциации звуков, их различения и постановке. Задания даются в игровой форме. Можно выделить следующие их разновидности:

  • Хлопки в ладоши при произнесении определенного звука;
  • Топанье ногами на определенные звуки;
  • Сбор «бус» из картинок с конкретным звуком/звуками;
  • Заучивание стихотворений для дифференциации Ж и Ш, Ш и С, Р и Л;
  • Составление слов, начинающихся на определенный звук;
  • Произнесение звуков, представленных на картинке.

На занятиях, также, используются игры, направленные на развитие навыков фонематического и фонетического анализа и синтеза. Примерами таких игр являются:

  1. Игра «поезд». В поезде едут звуки. Они располагаются в разных частях слова или слов. Необходимо определить, какие звуки едут в «поезде».
  2. Игра «потеряшка». Потерялся звук, располагающийся в начале, середине, конце слова. Дети отгадывают слова с потерянным звуком представленные на картинках, произносят звуки изолировано и в слове.
  3. Игра «лес». Дети отправляются на прогулку в лес (дается картинка или видео ролик). Им необходимо ответить на вопросы о том, что они увидели в лесу, о его обитателях, какие деревья там растут? И т.д.
  4. Игра «семья». Она опирается на знания детей о своей семье. Даются отдельные слова, из которых необходимо составить предложения, затем дополнить их и, в заключении, составить полноценный рассказ о своей семье.
  5. Игра «что не так?». Она предполагает просмотр детьми двух картинок. На второй чего-то не хватает и детям необходимо это отыскать. Это развивает зрительную координацию.

Также, на занятиях используются упражнения по чтению стихотворений с звукоподражанием, разделение слов на слоги и звуки, нахождение разных и одинаковых звуков в слове, разных слогов.

Подготовка к обучению грамоте детей с ОНР является длительным, целенаправленным и целостным процессом, объединяющим логопедическую коррекцию речи, развитие пространственной и визуальной ориентации, моторные функции, применение упражнений на общее развитие ребенка, активизацию его творческого потенциала и профилактические мероприятия, направленные на укрепление здоровья и профилактику развития новых речевых дефектов всех сторон речи.

Дата последнего обновления статьи: 24.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot