Сущность компетентностного подхода
Компетентностный подход – это совокупность принципов определения целей образования, организации образовательного процесса и оценки его результатов.
Современными исследованиями в области философии и социологии образования рассматривается феномен компетентности в рамках образовательной, профессиональной и личной жизнедеятельности человека. Считается, что понятие компетентности состоит из мобильности знаний, гибкости и критичности мышления.
Человек, компетентный в какой-либо области, имеет знания и способности, которые дают ему возможность высказать собственное мнение, обоснованно рассуждать об определенной предметной области и эффективно взаимодействовать с ней. Такие знания:
- являются системно организованными, носящими категориальный характер, то есть представляют собой общие подходы, принципы и ключевые идеи, но в тоже время они должны быть конкретными, иметь четко выделенные элементы и взаимосвязи между ними;
- гибкие и динамичные, предоставляющие индивиду возможность быстрой их перестройки под влиянием меняющейся ситуации;
- носят исключительно декларативный, а также процедурный и ценностно-смысловой характер;
- оперативны, то есть быстро актуализируются в нужной ситуации;
- осмысливаются человеком, то есть дают возможность быть рефлексивным, помогают преодолевать барьеры стереотипности мышления и лежат в основе компетентного принятия решений.
Рассматривая компетентность с таких позиций, нельзя противопоставлять ее знаниям, умениям и навыкам.
Компетентностный подход в образовании представляет собой попытку привести профессиональное педагогическое образование в соответствие потребностям рынка.
Компетентностный подход не просто сведен к знание-ориентированному компоненту, а предполагает единый опыт решения жизненной проблемы, выполнения ключевых функций, социальных ролей и компетенций.
С позиции компетентностного подхода, понятие «знание» и его функции в образовательной деятельности определяются в качестве средства преобразования ситуации.
Реализация компетентностного подхода в образовании
В педагогике компетентностный подход реализуется в четырех направлениях:
- формирование ключевых непредметных компетентностей, что определяет качество образования в целом;
- формирование обобщенных предметных умений, обобщенных учебных умений;
- усиление прикладного и практического характера образования – овладение способами познавательной квазипрофессиональной деятельности, умение пользоваться получаемыми знаниями на практике вне стен образовательного учреждения;
- овладение жизненными навыками, то есть функционально грамотностью.
Иными словами, компетентностный подход – это подход, заостряющий внимание на результатах образования, причем как результат он рассматривает не сумму информации, которая была усвоена, а способность индивида действовать в разнообразных проблемных ситуациях, то есть его компетентность. При этом результаты образования признаются значимыми далеко за пределами самой системы.
От профессиональной компетентности педагога требуется осмысливать широкий спектр социальных, психологических, экономических, экологических и других проблем для быстрой перестройки, освоения нового содержания и подходов, создания своих вариантов содержания и методики обучения, учитывающей социально-психологические, культурно экономические и другие изменения, которые характерны целостному обществу и контингенту учащихся рассматриваемого образовательного учреждения.
Компетентность педагога состоит из нескольких структурных элементов:
- профессионально-содержательный компонент (базовый) предполагает, что у педагога достаточно теоретических знаний по основам наук, которые занимаются изучением личности человека, чем обеспечивается осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности, направленной на воспитание и обучение детей;
- профессионально-деятельностный компонент (практический) включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные человеком как наиболее эффективные;
- профессионально-личностный компонент состоит из профессионально-личностных качеств, определяющих позицию педагога.
В педагогических исследованиях принято выделять несколько видов профессиональной компетентности:
- специальная компетентность – владение непосредственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность планировать производственные процессы и проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие, умение работать с компьютером и пр.;
- социальная компетентность – владение навыками совместной профессиональной деятельности, сотрудничества, а также принятыми в данной отрасли приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
- личностная компетентность – предполагает владение приемами личностного саморазвития, посредством противостояния профессиональным деформациям личности, способность прибегать к нестандартным решениям и гибкому практическому мышлению;
- индивидуальная компетентность – владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность развиваться в своей профессии, умение рационально организовывать свой труд, не уставая и не испытывая дефицита времени;
- экстремальная компетентность – готовность человека трудиться во внезапно усложнившихся условиях. Люди, овладевшие данной компетенцией и обеспечивающими ее психологическими качествами, больше остальных подготовлены к смене профессий, к переучиванию и не боятся безработицы.