Рисунок 1. Иерархия компетенций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Ключевые компетентности, их значимость и разновидности
На современном этапе развития общества, система образования должна быть ориентирована на развитие ключевых компетентностей учащихся. Это связано с тем, что реформирование образовательной системы ориентировано на удовлетворение основных потребностей страны, общества и отдельной личности, а соответственно отражает запросы государственной политики в сфере образования, основанные на либеральных началах и формировании демократического общества.
Система образования отдельных регионов и государства в целом рассматривается в качестве источника социального и экономического развития, а обучение отдельной личности является фундаментом достижения успеха в общественной и профессиональной сферах деятельности. это обуславливает изменение целевого назначения общего образования.
Современное образование должно базироваться на компетентностном подходе, подразумевающем необходимость развивать у учащихся навыки продуктивной самостоятельной работы, умение организовывать и применять на практике внутренние и внешние источники для достижения, имеющихся целей образования. Итоговая деятельность системы образования должна характеризоваться развитием основных ключевых компетентностей учащихся.
Научно-технический прогресс, непрерывно развивающееся общество, развитие информации и ее скорость, динамичные социальные изменения требуют применения новых подходов для развития личностных качеств, ее самореализации, самоутверждения, самосовершенствования и саморазвития. Для этого, гражданин современного мира должен обладать такими ключевыми компетентностями:
- Способность к осознанной деятельности, осмысленному выбору и несение ответственности за свои действия и поступки. Необходимо развивать навыки анализа, уметь ставить приоритеты и цели, а также сопоставлять их с потребностями и целевыми установками других людей. Сюда относится планирование предстоящей работы и разработка алгоритма ее выполнения. Имение этой компетенции делает возможным определить и осознать проблему, выявить пути ее разрешения и способы реализации этих действий.
- Технологическая компетентность. Такая компетентность говорит о навыках осознанного освоения и реализации инструкции, технологии, алгоритма выполнения конкретной деятельности и его установки, находящиеся в соответствии и гармонии с технологией, выполняемой деятельности.
- Развитие навыков непрерывного самообразования. Развиваться и самосовершенствоваться необходимо в течение всей жизнедеятельности. Человек должен осваивать новые знания и навыки, необходимые для достижения вновь поставленных целей и задач. Кроме того, необходимо осваивать новые информационные источники и уметь черпать из них данные.
- Компетентность в информационной сфере. Информация, которой владеет учащийся должна быть грамотно систематизирована, преобразована, переработана, оценена и проанализирована с точки зрения разрешения, поставленной задачи. На основе преобразования информации предполагается делать обоснованные выводы и применять ее на практике.
- Навыки результативного социального взаимодействия. Предполагает развитие навыков соотнесения своих потребностей и интересов с желаниями и возможностями окружающих, организовывать продуктивное взаимодействие, навыки коллективной работы.
- Компетентность в области построения коммуникативных связей. Отражает способности постановки и возможности разрешения, поставленных целей устной и письменной коммуникации: сбор информационных данных, навыки отстаивания своей позиции и взглядов, точки зрения в коллективе и уважение ко взглядам и ценностным ориентациям других людей.
Общепредметные компетенции
Общепредметные компетенции имеют отношение к различным областям учебных дисциплин и образовательных сфер. Наличие таких компетенций основано на владении приоритетными предметными понятиями и приемами осуществления деятельности в области учебной дисциплины.
Развитие общепредметных компетенций учащихся основывается на формировании навыков разрешения проблем, посредством освоения научных данных, пользующихся популярностью, теоретических понятий, признанных фактов, касающихся различных образовательных направлений и сфер. Это предполагает обучение способам проведения анализа художественной литературы, лингвистического и стилистического оформления текста, выявление причинно-следственных связей между историческими событиями и процессами, государственными преобразованиями, политическими решениями. Кроме того, предполагается развитие речевых навыков, позволяющих применять средства речи, для разрешения задач построения коммуникативных связей и отношений, выражать свои мысли и формулировать точку зрения, делать умозаключения и строить грамотные монологи и диалоги.
В сфере одной учебной дисциплины ее содержание, разделы и приемы деятельности выступают основным условием развития интеграционных взаимосвязей, организации интегрированного процесса обучения, интегрированных учебных дисциплин.
Рисунок 2. Общепредметные компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Предметные компетенции
Предметные компетенции предполагают определенное описание и навыки развития в области конкретной учебной дисциплины. У учащихся формируются способности использования конкретных знаний, информационных источников, умений и приемов, которые отвечают требованиям освоения той и ли иной учебной дисциплины или решения определенного круга задач.
Предметная компетенция охватывает навыки педагогов и учащихся в рамках определенной учебной дисциплины. Например, при изучении какого-то языка, предметная компетенция будет иметь следующую структуру:
- Языковая компетенция;
- Речевая компетенция;
- Коммуникативная компетенция;
- Социокультурная компетенция;
- Профессиональная компетенция.
От содержания предметных компетенций зависит качество образования. Предметная компетенция является многогранной системой, адаптированной для разрешения основных образовательных целей и задач. Как система, она имеет следующий вид:
- Совокупность теоретических научных знаний;
- Навыки практической деятельности и способы действия по определенному образцу;
- Развитие опыта применения креативного подхода в образовательной сфере, позволяющего применять эффективные решения в проблемных ситуациях;
- Развитие ценностного восприятия и эмоционального отношения к природным, социальным процессам, отдельной личности.
Профессиональная компетентность педагогов отличается по своему структурному устройству в зависимости от определенной дисциплины, специфики организации учебного процесса, технологии и методов преподавания.