Необходимость развития комбинаторного мышления
Комбинаторное мышление – это мыслительный процесс, построенный на способности решения комбинаторных задач т.е. способности выбора различных вариантов разрешения одной и той же задачи при конкретных обстоятельствах.
Комбинаторное мышление неразрывно связано с логикой и во многом зависит от образно-логического мышления и способности построения наглядных образов в сознании.
Необходимость развития комбинаторного мышления обусловлено следующими обстоятельствами:
- Классическая система образования не делает акцент на развитии логического мышления. По этой причине учащиеся делают большое количество ошибок логического характера, что приводит к невозможности построения элементарных логических связей в дальнейшей профессиональной и иных сферах деятельности. С логическим упорядочиванием информации также возникают достаточно серьезные проблемы. Эти проблемы можно ликвидировать посредством развития комбинаторного мышления.
- С помощью комбинаторного мышления становится возможным развитие способностей построения нужного сочетания элементов в разнообразных ситуациях и процессах и различных областях деятельности: это может быть простое общение или решение стратегических и тактических бизнес-задач. Таким образом, с помощью комбинаторного мышления удается найти множество вариантов, базирующихся на различных компонентах того или иного процесса, а также составлять прогнозы практической реализации, построенных сочетаний.
- С развитием комбинаторного мышления происходит активизация логического мышления. Это приводит к развитию логики и образного восприятия, способности строить причинно-следственные связи, развивает иные типы мышления.
- Посредством построения комбинаторных связей удается развить навыки установления, рассмотрения и учета всех вариантов комбинации разнообразных признаков, процессов или явлений.
Использование комбинаторных задач в качестве способа развития комбинаторного мышления учащихся
На современном этапе развития системы образования упор делается на формирование системы развивающего обучения.
Такое обучение помогает развить:
- навыки анализа и синтеза информации;
- способности к проведению аналогий;
- навыки обобщения информации;
- проведение сравнительного сопоставления, классификации объектов, процессов и явлений по определенным признакам;
- логическое мышление.
Для построения системы развивающего обучение огромное значение играет развитие комбинаторного мышления. Оно помогает развить многие интеллектуальные навыки и овладеть способами интеллектуальной деятельности. это приводит к переходу умственного развития ребенка на более высокую и продуктивную ступень. Дети становятся более самостоятельными и способными к разрешению учебных задач. Также, они могут оптимально построить свою деятельность, исходя из условий знания.
Формированию навыков интеллектуальной деятельности способствует решение комбинаторных задач. Если овладеть навыками решения этой группы задач, то дети начинают развивать навыки решения многих бытовых задач самостоятельно, используя только свои знания и опыт жизнедеятельности.
Среди комбинаторных задач, помогающих умственному развитию ребенка, можно выделить следующие:
- сравнительные задачи. Они основаны на выявлении определенных признаков процессов и объектов, установлении их схожим черт и отличий между ними;
- классификация объектов. Ребенок разделяет, рассматриваемые объекты по различным признакам. Для классификации дается конкретное основание;
- наблюдение. Учащиеся должны отслеживать протекание какого-то процесса или события и делать выводы по его итогам, проводить анализ и оценку данного процесса: его эффективность, важность и т.д.;
- задачи на обобщение. Они связаны с выделением каких-то значимых свойств объекта или их группы и сформировать объекты в группы по определенным параметрам.
Формирование логического мышления является достаточно сложным процессом. Оно должно пройти длительный путь развития, включая освоение комбинаторного мышления, которое достигается посредством решения комбинаторных задач. Они помогают постепенному развитию навыков формулирования задачи, ее постановки, задаванию разнообразных вопросов. Это развивает способности усвоения понятий и развития умственных навыков деятельности.
Для решения комбинаторных задач необходимо первоначально развить навыки проведения анализа, синтеза и сравнения. Каждая задача требует поиска нескольких вариантов ее решения, подстроенных под определенные условия. Это помогает развивать разнообразные мыслительные операции. Процесс мышление будет постепенно развиваться и становится более глубоким, гибким и вариативным. Кроме того, это помогает развить креативность мышления.
Навыки составления комбинаций и их подразделения по определенным параметрам затрагивает множество сфер и областей человеческой жизнедеятельности. Навыки вариативности нужны людям разных профессий. Они формируют четкость, последовательность и логичность размышлений.
Решение комбинаторных задач положительно сказывается на переходе от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и абстрактному мышлению. Это развивает навыки решения задач с реальными объектами окружающего мира.
Рисунок 1. Комбинаторные задачи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под влиянием комбинаторного мышления происходит формирование всех психических процессов, причем они развиваются в наиболее оптимальной и продуктивной форме.
Способы организации учебного процесса, ориентированного на развитие комбинаторного мышления
В качестве способов организации учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие комбинаторного мышления можно выделить следующие:
- достаточно высокая степень сложности учебной программы. Предполагается строить задачи повышенного уровня сложности;
- использование концепции «ближайшего развития» для формирования мыслительных навыков деятельности;
- постадийное формирование интеллектуальных действий;
- изменение содержания учебной программы на основе концепции развивающего обучения;
- применение основ творческого процесса, развитие творческого начала личности.