Технология построения коллективной творческой деятельности
Коллективная творческая деятельность – это такая система взаимодействия между взрослыми и детьми, при которой создается полезный творческий продукт, приносящий радость и удовлетворение самим его производителям и их близкому окружению, в изготовлении которого, планировании и мониторинге принимают участие все члены коллектива.
Рисунок 1. Технология коллективной творческой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основу творческой деятельности коллектива и технологии ее построения положено коллективное творческое дело. Правила и порядок его проведения, особенности его организации выступают фундаментом технологии коллективной творческой деятельности.
Технология организации такой деятельности состоит из следующих направлений деятельности:
- Организация жизнедеятельности коллектива учащихся, в качестве общественно значимой и полезной. Она реализуется, как труд по облагораживанию своего коллектива и условий его существования, заботы о близких людях и проявление заботы по отношению к нуждающимся, саморазвитии и самосовершенствовании своего «Я».
- Организация жизнедеятельности коллектива учащихся в качестве личностно значимой с ярким эмоциональным окрасом.
- Занятие педагогом особой позиции. Педагог выступает не просто обучающим, имеющим авторитет и, являющимся главным в детском коллективе, а занимает по отношению к детям товарищескую позицию. Он должен стать другом каждому учащемуся, понимая его и стремясь к нахождению способов взаимодействия с ним, помогая в сложных ситуациях и решении непосильных задач.
Чтобы технология коллективной творческой деятельности была успешно реализовано необходимо построить в коллективе систему конструктивного взаимодействия. Это поможет создать оптимальные условия творческой деятельности, успешно организовывать творческие игры и праздники. Во взаимодействии между членами коллектива и педагогом, его успешном прохождении на всех стадиях: планирование, подготовка и проведение творческих мероприятий, заложен огромный воспитательный потенциал.
Взаимодействие в ходе творческой деятельности должно быть реализовано в форме диалога на основании понимания педагогом учащихся, учета их индивидуальных особенностей.
Технология построения коллективного творчества предполагает интегрированное взаимодействие иных технологий и направлений деятельности. в ней могут органично сочетаться трудовые, познавательные, художественные, спортивные, социальные, досуговые направления деятельности.
Воздействие коллективной творческой деятельности на развитие активной жизненной позиции учащегося
Коллективное творчество является наиболее актуальным направлением в социально-педагогической практике современного общества. Это объясняется тем, что разнообразные формы коллективного творчества способствуют развитию активной жизненной позиции, проявлению инициативы и творческого начала учащихся.
Коллективное творчество необходимо развивать с раннего этапа развития ребенка и обязательно внедрять технологию коллективной творческой деятельности в начальное школьное образование. Именно в этот период происходит закладка основ дальнейшего развития личности, формирования ее лидерских качеств, навыков самостоятельности.
Коллективная творческая деятельность строится таким образом, что каждый член коллектива принимает участие в проектировании, разработке, проведении и оценке коллективной деятельности. каждый учащийся выбирает свою роль в коллективном деле, характер своей деятельности и несет за нее ответственность.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, каким образом коллективная творческая деятельность влияет на личностное развитие учащихся и формирование их активной жизненной позиции:
- Создание в учебном заведении игрового творческого поля широкого спектра действия. Каждый участник коллективного творчества оказывается в состоянии придумывания, воображения, фантазирования какого-то процесса и его реализации, создания чего-то нового и общественно значимого, проектирования новых продуктов, полезных и актуальных для применения в различных сферах и направлениях деятельности.
- Развитие коммуникативных навыков. Учащиеся учатся коллективному взаимодействию, построению коллективных взаимоотношений, нормальному общению и несению коллективной ответственности.
- Формируется коллектив учащихся. Коллективная творческая деятельность способствует созданию сплоченного классного коллектива, каждый участник которого заинтересован в достижении успехов его коллег для реализации общего дела, поддержании и оказании помощи и поддержки другим членам коллектива.
- Формирование у учащихся обширного организаторского опыта деятельности. каждый участник коллектива может предлагать свои идеи и варианты решения поставленных задач, предлагать нестандартные пути решения, имеющихся проблем, по-своему реализовывать отдельные части творческого проекта.
- Способ реализации своего природного потенциала и творческих задатков. С помощью коллективной творческой деятельности, учащиеся могут легко реализовать свои способности, развить навыки, проявить таланты.
- Развитие аналитических навыков.
Трудовые технологии коллективной творческой деятельности и их воздействие на развитие активности личности
Использование трудовых технологий в организации коллективной творческой деятельности имеет важное воспитательное значение. Трудовая деятельность помогает расширить знания учащихся об окружающем мире и сформировать адекватные представления о труде и его значении в жизнедеятельности каждой личности.
Целевым назначением применения трудовых технологий в коллективном творчестве является формирование осознанного желания трудиться на благо общества и вносить свой вклад в его развитие, а также развитие навыков самостоятельности, инициативности, творческого мышления.
Достижение этой цели способствует формированию активной жизненной позиции учащихся и развитию у них стремления к активной деятельности, творчеству.
К основным трудовым технологиям, которые актуально применять в коллективном творчестве относятся следующие:
- Трудовая атака;
- Десант помощников (поручения различного рода, ориентированные на оказание помощи нуждающимся);
- Создание подарков далеким друзьям;
- Разнос почтовых посылок и отправлений;
- Создание мастерских;
- Создание мини-фабрик разной направленности;
- «Трудовые сюрпризы».