Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Деятельность как средство социализации личности дошкольника

Определение 1

Социализация личности – это процесс вхождения индивида в социальную структуру, в результате чего происходят преобразования в структуре общества и в каждой личности.

Социализация личности ребенка дошкольного возраста осуществляется в рамках различных видов детской деятельности. Как показывает практика, наиболее эффективными в социализации дошкольников являются такие виды деятельности как игровая и творческая.

Игровая деятельность как средство социализации личности дошкольника

Определение 2

Игровая деятельность – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Игровая деятельность оказывает положительное влияние на все стороны развития личности ребенка. Именно в игре ребенок развивается как личность, у него происходит формирование определенных сторон психики, от которых в последующем зависит успешность трудовой и учебной деятельности, а также успешность взаимодействия с другими членами общества. Это связано с тем, что игровая деятельность для ребенка – это не только средство по удовлетворению своих потребностей в общении и движении, но и как средство усвоения общественного опыта.

Замечание 1

Таким образом, именно в игровой деятельности происходит активный процесс социализации личности детей дошкольного возраста, усвоение ими социально-культурного опыта.

В процессе игровой деятельности, ребенок имеет возможность принять на себя разнообразные социальные роли. С этой целью в игре следует создавать жизненные ситуации. В зависимости от возраста детей, созданием таких ситуаций может заниматься взрослый (воспитатель или родители), либо сами дети.

«Деятельность как средство социализации личности дошкольника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Играя, дети дошкольного возраста не просто знакомятся с миром взрослых, но и с миром вообще. Моделируя разнообразные игровые ситуации, дети имеют возможность не только проявить свой жизненный опыт, но и получить новые социально-культурные знания, умения и навыки.

Как показывает практика, наибольшее значение в социализации личности детей дошкольного возраста имеют сюжетно-ролевые игры.

Определение 3

Сюжетно-ролевые игры – это самый привлекательный для дошкольника вид игровой деятельности, характеризующийся тем, что все участники игры имеют определенные роли, действуют по правилам в рамках задуманного игрового сюжета.

Во время сюжетно-ролевой игры дети дошкольного возраста имеют возможность испытать внутреннее субъективное ощущение свободы, которую ему предоставляет вымышленный сюжет (ситуация) и роль. При этом сюжетно-ролевая игра не требует от детей реального конечного продукта, в ней всё как бы, не по-настоящему – «понарошку».

Замечание 2

Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для социализации личности детей дошкольного возраста, так как она воссоздает реальные жизненные условия, проигрывая которые ребенок получает определенный опыт, необходимый для успешной социализации в современном обществе.

Творческая деятельность как средство социализации и развития личности ребенка

Определение 4

Творческая деятельность – это процесс создания качественно новых духовных и материальных ценностей с последующей их интерпретацией.

Творческая деятельность имеет большое значение в социализации личности детей дошкольного возраста. Связано это с тем, что именно детское творчество является тем механизмом, который способствует прогрессу и совершенствованию любой сферы деятельности.

Так, если задания, которые подразумевают выполнение определенной работы по образцу направлены на формирование у детей дисциплины, навыков взаимодействия с другими участниками коллектива, то творческая деятельность способствует развитию у детей творческих навыков, таких как креативность, мышление и фантазия. Кроме того, творческая деятельность предусматривает непринужденную и эмоционально благоприятную атмосферу, которая сравнима с игрой. В такой атмосфере процесс социализации детей происходит быстрее и «мягче».

Творческая деятельность предполагает овладение детьми различными волевыми качествами личности, которые способствуют обеспечению необходимого эмоционального настроя на общение со сверстниками и взрослыми. Такие навыки, как образное мышление и воображение, оказывают положительное влияние на желание трудиться и добиваться положительного результата.

Дети, которые занимаются творческой деятельностью и получают конкретный результат, осознают значимость собственной личностной ценности, что позволяет им качественно формировать социальные контакты, а также формировать такой жизненно важный навык как самоконтроль. Кроме того, творческая деятельность способствует снижению уровня тревожности и личностных переживаний, которые зачастую оказывают негативное влияние на социализацию личности ребенка дошкольника.

Творческая деятельность может быть организована как в индивидуальной форме, так и в коллективной. Как показывает практика, именно коллективная форма способствует развитию качеств, необходимых для успешной личностной социализации. К этим качествам относятся – взаимопомощь, терпимость, позитивное отношение к чужим мыслям, идеям и результатам творческого труда.

Большое значение творческая деятельность имеет для социализации личности ребенка, имеющего определенные нарушения в развитии. Например, если ребенок не имеет возможности слушать или говорить, то определенны вид творческой деятельности, порой оказывается единственным средством, с помощью которого ребенок может выразить свои чувства и убеждения.

Немаловажным для организации творческой деятельности детей дошкольного возраста, является наличие у них определенных творческих способностей. Именно поэтому, организуя творческую деятельность, с целью осуществления социализации личности детей, педагогу необходимо в первую очередь учитывать их индивидуальные возможности и потребности. На основании этих индивидуальных творческих возможностей и потребностей можно организовать для каждого ребенка необходимую ситуацию успеху, способствующую развитию социально значимых личностных качеств.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot