Воспитательная система класса и ее устройство
Воспитательная система класса – это организация деятельности коллектива учащихся, основанная на системном устройстве, т.е. на наличии взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов, обеспечивающих продуктивность воспитательного процесса.
Воспитательная система класса ориентирована на построение положительных взаимоотношений в коллективе и развитие каждого его члена.
Рисунок 1. Воспитательная система класса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По своему устройству воспитательная система класса представляет собой целостную систему, компонентами которой являются:
- Индивидуально-групповой компонент. Он отражает совокупность участников воспитательного процесса: классный руководитель, педагоги, учащиеся, родители и сторонние граждане, принимающие участие в воспитательном процессе или, оказывающие воздействие на его ход.
- Ценностный компонент. Он отражает целевое назначение воспитания, принципы воспитательной деятельности и прогнозы ее реализации.
- Функционально-деятельностный компонент. Он отражает функциональное значение воспитательной системы класса, формы ее организации, виды воспитательной деятельности, педагогическое снабжение воспитательного процесса и организацию системы самоуправления коллективом учащихся.
- Пространственно-временной компонент. Он отражает среду, в которой реализуется воспитательный процесс, ее эмоциональное и психологическое устройство, развивающую направленность, а также стадии развития этой среды. Сюда же входит связь класса учащихся с другими физическими лицами и институтами и его место в образовательном процессе.
- Аналитический компонент. Он представляет показатели продуктивности воспитательной деятельности, методы организации воспитательного процесса, ориентированные на достижение положительного воспитательного эффекта, способы диагностирования и анализа воспитательной работы и функционирования воспитательной системы класса.
Основные направления работы по моделированию воспитательной системы класса
Моделирование воспитательной системы класса - это способ построения воспитательной системы класса, а также организация воспитательной работы, реализуемая педагогом путем создания модели взаимодействия всех участников учебно-воспитательной деятельности.
В ходе моделирования воспитательной системы происходит постановка целей и задач воспитательной работы, осуществляется выбор форм организации воспитательной деятельности и построения продуктивного взаимодействия между классным руководителем, учащимися и их родителями и другими педагогами, принимающими участие в обучении данного класса учащихся.
Особая роль в построении модели воспитательной системы отводится классному руководителю. Он является ответственным за итоги воспитательного процесса и построение модели эффективного воспитательного взаимодействия, а также организацию жизнедеятельности классного коллектива, развивающей направленности.
Рисунок 2. Деятельность классного руководителя в условиях воспитательной системы класса. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поскольку, моделирование воспитательной системы класса является трудоемким процессом, то компетентность классного руководителя, его организаторские способности, мастерство и творческий подход к делу составляют основу построения продуктивной воспитательной системы класса.
Классный руководитель строит модель воспитательной системы класса на основе следующих направлений деятельности:
- Изучение классного коллектива. Педагог проводит диагностику особенностей личностного развития учащихся, их потребностей и интересов. Выявляет специфику межличностного взаимодействия учащихся класса, психологический микроклимат в нем, воспитательный потенциал педагогов и родителей. Для этого используется прием анкетирования, опросов, проведение родительских собраний, составляются тесты для учащихся, родителей и педагогов.
- Составление проекта целевого назначения деятельности классного коллектива и перспектив его развития. Классный руководитель исследует воспитательный потенциал класса в общей системе воспитания школы, его место и роль в ней, определяет внешние и внутренние факторы, которые помогут в реализации продуктивной воспитательной работы. Для этих целей проводятся классные часы, устраиваются игры и доклады на темы, отражающие виденье учащимися своего класса, его организации, режимных и иных моментов жизнедеятельности коллектива учащихся, их взаимоотношений.
- Создание системы положительного межличностного взаимодействия учащихся класса. Для этого, классный руководитель организует совместную досуговую деятельность, отмечание праздников, экскурсии и поездки, проводит классные часы, на которых обсуждаются различные проблемы и противоречия, возникающие в коллективе учащихся.
- Создание развивающей среды в классе. Классный руководитель является ответственным за создание комфортного микроклимата в классе, положительной эмоциональной среды, которая способствует развитию личности каждого учащегося класса.
Стадии моделирования воспитательной системы класса
Построение модели воспитательной системы класса реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся и воспитательных задач, решаемых на каждой стадии взросления детей.
Моделирование реализуется в несколько стадий:
- Стадия проектирования воспитательной системы класса. На этой стадии происходит составление проекта воспитательной системы. Классный руководитель изучает все аспекты жизнедеятельности класса, особенности развития его учащихся и формирует свое видение картины развития классной жизнедеятельности, функционирования классного коллектива.
- Стадия становления воспитательной системы. Проект воспитательной системы претворяется в жизнь. Классный руководитель постепенно переносит систему воспитательной деятельности, расписанную на бумаге в реальную практику. В ходе этого процесса вносятся коррективы в разработанную систему, исходя из текущих реалий жизнедеятельности класса.
- Стадия устойчивого функционирования воспитательной системы. Постепенно, система воспитания приобретает стабильность в своем функционировании. Утверждаются методы и формы воспитательной работы, закрепляются принципы воспитательной деятельности.
- Стадия анализа функционирования воспитательной системы и ее обновления. Через определенный временной промежуток (как правило, учебный год) осуществляется подведение итогов функционирования воспитательной системы, выявляются проблемные моменты, вносятся корректировки в формы и методы воспитательной работы.