Каптерев Пётр Фёдорович (7 (19) июля 1849 – 7 сентября 1922) - российский и советский педагоги психолог.
Краткие биографические данные
П.Ф. Каптерев родился в селе Клёново, в течение шести лет проходил обучение в духовной семинарии, после чего поступил в Московскую духовную академию на историческое отделение. В 1872 году, по окончании академии был принят в профессорско-преподавательскую корпорацию, начал работать в Петербургской духовной семинарии и академии в качестве преподавателя следующих дисциплин: психология, дидактика, логика, педагогика.
Педагогическую работу в Петербургской духовной семинарии П.Ф. Каптерев совмещал с работой в воскресной школе, где был заведующим, а также с работой в распорядительном совете правления семинарии. Кроме того, занимался чтением лекций на Фрёбелевских курсах, продвигал женское образование при Мариинском ведомстве, был преподавателем в частных женских гимназиях.
Кроме преподавательской деятельности, активно участвовал в работе Родительского кружка, занимающегося просвещением родителей в вопросах организации обучения и воспитания детей, педагогического музея, организованного на базе военных учебных заведений. Начало ХХ века был организатором нескольких Всероссийских съездов, на которых рассматривались актуальные вопросы педагогической психологии, экспериментальной педагогики и семейного воспитания.
В 1921 году был назначен деканом на педагогическом факультете при Воронежском университете, являлся организатором Воронежского педагогического техникума.
Умер в 1922 году в городе Воронеже.
Вклад в науку
Практическая педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева наложила отпечаток на научную работу педагога – им издавались огромное количество статей, фундаментальных трудов, посвящённых вопросам истории педагогики, дошкольного и семейного воспитания, школьного образования, пристальное внимание уделялось специфике трудового воспитания детей на разных возрастных этапах.
В области семейного воспитания фундаментальным трудом является «Энциклопедия семейного воспитания», в котором раскрываются вопросы воспитания ребёнка с момента рождения, кроме того, подробно изложены проблемы систематического использования упражнений в развитии органов чувств, давал рекомендации по использованию в условиях семьи «даров Фрёбеля» (цветных мячиков, шаров, цилиндров, треугольников разного вида, палочек). Обосновал педагогическое и общественное значение детского сада в развитии ребёнка дошкольного возраста, способствовал их распространению. Важную роль в развитии ребёнка дошкольного возраста видел отводил игре.
В ходе разработки проблем школьного образования уделял внимание вопросам формирования познавательного интереса средствами использования эвристических бесед, обосновал необходимость знаний детской психологии в организации обучения и воспитания детей школьного возраста, кроме того, разработал рекомендации по воспитанию и обучению одарённых детей.
Важнейшими принципами в дидактике П.Ф. Каптерев считал индивидуализацию обучения и воспитания, развитие в процессе обучения, воспитывающий характер обучения. Была обоснована необходимость замены классно-урочной системы на предметные классы, введения разнообразных типов школ, деления школ на отделения в соответствии с возрастом и способностями детей.
Основные труды
П.Ф. Каптеревым было издано множество статей и фундаментальных трудов. Основными являются:
- Педагогический процесс;
- История русской педагогики;
- Обучение детей дошкольного возраста;
- Новая русская педагогика, её главнейшие направления и деятели;
- Этюды по психологии народов.