Алгоритм проведения анализа учебника
Анализ учебника – это проверка его соответствия программным требованиям и целесообразности его применения в обучении детей конкретной возрастной группы на конкретном этапе обучения для достижения целей и задач образования.
Анализ учебника демонстрирует его соответствие дидактическим требованиям организации учебно-воспитательной деятельности.
Анализ учебника реализуется по следующему алгоритму:
- Определение соответствия учебника программе обучения. Для обучения педагог может выбирать только те учебники, которые входят в перечень учебной литературы, разрешенной к использованию в образовательном процессе на конкретном уровне образования. Минобрнауки РФ формирует перечень данных учебников.
- Выявление доступности и научности информации, представленной в учебники. Учебники должны легко читаться и восприниматься учениками и включать в себя только научно обоснованные данные.
- Оценка краткости и лаконичности изложения учебной информации. Все темы должны быть четко расписаны, информация представляться по сути и в кратком виде.
- Оценка комплектности учебника. Имеется ввиду представление учебника в одной или в нескольких частях.
- Сезонность использования. Она отражает использование учебника в течение учебного года т.е. имеет ли учебник разделение на части, курсы, какие из них ориентированы на использование в первой половине года, а какие во второй или в первой, второй, третьей и четвертой четвертях.
- Формат изложения учебного материала. Он отражает изложение учебной информации на основании проблемного подхода или в увлекательной, нестандартной форме, с использованием красочных иллюстраций. Здесь же, оценивается систематичность изложения информации т.е. должна иметься логика изложения материала и его адекватная последовательность.
- Оптимальность оформления учебника. Учебник ориентирован на его изучение. Поэтому, он должен иметь привлекательное оформление и мотивировать к работе с ним.
- Адекватность подбора фактов. Все факты, которые представляются в учебники должны быть достоверными. Они должны отвечать методам научного познания и возрастной категории учащихся, их познавательным возможностям.
- Оценка роли теории. Учебник, в первую очередь, ориентирован на познание учащимися. поэтому, теоретическая информация, представленная в нем, должна стоять на первом плане, т.е. она должна преобладать над практическими заданиями и упражнениями. Здесь же, оценивается роль теории в раскрытии внутренних связей рассматриваемых объектов и процессов и логичности их изложения, а также наличие связи между темами, представленными в учебнике.
- Оценка связи учебной информации с реальной жизнедеятельностью. Вся информация учебника, независимо от учебной дисциплины, должна ориентироваться на ее практическое использование, на применение для решения каких-то задач, организации деятельности.
- Оценка ориентации учебной информации на самостоятельную работу учащихся. Учебник должен мотивировать к самостоятельному познанию, расширению кругозора. Для этого, в нем должны даваться задания повышенной сложности, задаваться вопросы, ответы на которые требуют поиска. Кроме того, учебная информация должна отвечать возрастной динамике развития учащихся.
- Оценка связи учебной информации с логикой самой науки. Каждый учебник содержит совокупность сведений об отдельной науке или ее отрасли. Информация должна быть ориентирована на освоение учащимися опыта предшествующих поколений по конкретному научному направлению.
- Оценка дозированности учебной информации. Информация разделяется на части и предоставляется учащимся в дозированном виде, т.е. в течение одного занятия происходит изучение определенного объема информации. Также, завершение занятия должно основываться на проверке знаний и закреплении усвоенного материала, а значит, учебник должен содержать перечень контрольных вопросов по каждой теме, по каждому уроку.
По сути, данный алгоритм отражает перечень дидактических требований, которым должен соответствовать каждый учебник. Оценка учебников проводится педагогами. Не всегда может быть соблюден данный алгоритм – некоторые пункты пропускаются. Все зависит от опыта работы педагога и его целевых ориентиров деятельности.
Составление плана анализа учебника
Анализ учебника выполняется на основе плана, составляемого педагогом при подготовке к аналитической деятельности. План анализа включает в себя следующие разделы:
- Общая характеристика учебника или учебного пособия. Она связано с определением программы, на основе которой он разработан, его объеме, формате изложения материала, разработчиках, элементах оформления, структуре.
- Характеристика информации, представленной в учебнике. Здесь, анализируются текстовые данные учебника, их видовая принадлежность. Также, оцениваются теоретические материалы и практические задания: их объем, последовательность изложения, логичность, связь.
- Сложность теоретической учебной информации. На примере отдельных параграфов учебника демонстрируется сложность восприятия учащимися данной информации.
- Практическая ориентированность. Рассматриваются практические упражнения, задания, которые представлены в учебнике и оценивается их связь с реальной жизнью т.е. способствуют ли они развитию навыков практической деятельности в той или иной области научного знания и социальной жизнедеятельности.
- Методическая роль учебной информации. Вся информация учебника должна быть ориентирована на решение методических задач, на организацию педагогом своей профессиональной деятельности. Необходимо запланировать вопросы, задаваемые педагогом в ходе анализа учебника, касающиеся его методической значимости: наличие дополнительных текстов, их актуальность для раскрытия конкретной темы или курса, воспитательный потенциал информации и т.д.