Система дополнительного образования – это структурный элемент системы образования РФ, ориентированный на получение всесторонних знаний и навыков, удовлетворение разнообразных умственных и физиологических потребностей, духовное и нравственное совершенствование личности, повышение квалификации и совершенствование профессиональных навыков работников.
Дополнительное образование оказывается специализированными учреждениями, чья деятельность носит внешкольный характер.
Основные стадии развития системы дополнительного образования
Развитие системы дополнительного образование берет начало в далеком 18-ом столетии. Именно в этот период в учебных учреждениях Петербурга стали появляться первые литературные кружки. А во времена правления Екатерины II стали появляться первые детские парки, направленные на организацию детского досуга дворянского сословия.
Однако, более-менее организованное развитие внешкольных учебных учреждений приходится на более поздний период.
Первой стадией развития дополнительного образование стал временной период с 1905 по 1917 годы. В это время стали активно открываться учреждения внешкольного типа, нацеленные на личностное развитие подрастающего поколения. Все учебные заведения дополнительного образования того времени были ориентированы на воспитание ответственных граждан, развитие у детей чувства долга, солидарности, товарищеских качеств. Вся деятельность учреждений дополнительного образования базировалась на детском самоуправлениями. Приоритетными функциями таких заведений были образовательная и культурно-досуговая. По сути, заведения дополнительного образования носили замкнутый характер.
Второй стадией становления дополнительного образования в России стал послереволюционный период с 1918 года до начала Второй мировой войны т.е. до 1939 года. В этот период, система дополнительного образования стала составным элементом общей системы образования и носила открытый характер. Стала активно развиваться сеть внешкольных учреждений, ориентированных на воспитание коммунистической личности, а также создано большое количество научно-методических центров детского обучения. Создание учреждений дополнительного образования в 20-30-е годы XX столетия была нацелена на борьбу с неграмотностью населения, культурное просвещение граждан и организацию продуктивной досуговой деятельности. функциональная роль таких учреждений сводилась к выполнению социального-педагогической функции т.е. недопущению безнадзорности детей, компенсаторской функции – компенсация общего школьного образования, организационной т.е. организацию досуговой деятельности детей. В этот период было создано множество клубов по интересам, детских отрядов, станций, домов художественного воспитания и театрального творчества. Произошло изменение управления заведениями дополнительного образования. Детское самоуправления было заменено созданием педагогических советов, а также советов по иным вопросам деятельности учреждения.
Третья стадия развития системы дополнительного образования приходится на послевоенный период, хотя, основы были заложены еще в 1940 году, но их реальное воплощение на практике произошло только после завершения ВОВ. В это время происходит активное развитие организационного устройства внешкольных учебных учреждений. Их целевое назначение определялось государственными органами, были сформированы методические центры в их составе, изменилась функциональная роль этих учреждений. Теперь, заведения дополнительного образования выполняли воспитательную функцию, функцию социальной коммуникации, духовно-нравственного развития, профессионального и гражданского самоопределения. Были оформлены три основных направления деятельности учреждений дополнительного образования:
- Инструктивно-методическое;
- Культурно-массовое;
- Кружковое.
Четвертая стадия формирования дополнительных заведений охватывает временной промежуток с 1961 по 1986 года. Это период расцвета системы дополнительного образования. Происходит открытия учреждений, дифференцированных по интересам детей, развивается массовая детская деятельность, коллективное творчество. Учреждения внешкольного типа постепенно приобретают нерегламентированный характер и самостоятельность в принятии решений по организационным вопросам.
Пятая стадия охватывает период с 1987 по 1992 год. Этот период характеризуется кризисом всей системы образования России и системы дополнительного образования, в частности. В это время происходит закрытие многих учреждений дополнительного образования из-за нехватки финансирования, распадается Советский союз, а вместе с ним и многочисленные комсомольские и пионерские организации.
Шестая стадия формирования дополнительной системы образования охватывает период с 1993 года и продолжается по сегодняшний день. Принятие закона «Об образовании РФ» определило место заведений дополнительного образования в общей системе образования. Теперь, учреждения дополнительного образования имеют полную самостоятельность в своей деятельности: выбор направлений деятельности, программы работы, средств и методов обучения, формирование педагогического состава и органов управления.
Взаимоотношения между педагогом и учащимся в системе дополнительного образования строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.
Тенденции современного развития дополнительного образования
На сегодняшний день, система дополнительного образования характеризуется следующими тенденциями развития:
- Изменение целевого назначения работы. Оно ориентировано на повышение качества образования, достижение основных образовательных целей и задач и на личностный подход в обучении;
- Расширение содержания и направлений деятельности заведений дополнительного образования. Заведения дополнительного образования реализуют разнообразные направления спортивной, художественной, туристической и социальной деятельности по широкому спектру программ и расширенному функционалу своей работы;
- Увеличение количества структурных подразделений и должностей в учреждениях дополнительного образования;
- Структурные преобразования заведений дополнительного образования. Сейчас происходит развитие проектных и матричных компонентов с участием сотрудников различных подразделений учреждения;
- Ориентация на самоорганизацию и саморазвитие деятельности заведения дополнительного образования;
- Достижение более эффективных результатов в деятельности заведений, их анализ и контроль;
- Открытость заведений дополнительного образования внешним связям с различными учреждениями образовательной сферы, социальной, сферы услуг.