Дистанционное обучение – это организация образовательного процесса, основанная на применении телекоммуникационных технологий, позволяющих получать учебную информацию на расстоянии.
При данной форме обучения педагог и учащиеся находятся в разных местах. Такое обучение позволяет получать учебную информацию при нахождении в любом уголке мира с применение ПК и иных гаджетов с выходом в сеть Интернет.
Истоки зарождения системы отечественного дистанционного обучения
Активное развитие система дистанционного образования получила после распада СССР. Однако, ее истоки сформировались гораздо раньше.
В своем развитии система дистанционного обучения России прошла следующие этапы становления:
- Развитие дистанционного образования в период СССР. После революции и становления советского государства появляются новые направления образовательной деятельности. Они базируются на консультациях, т.е. педагог и учащийся не видят друг друга. Проводятся курсы по разным специальностям, разным направлениям деятельности. По сути, происходит зарождение системы заочного образования, которое получило активное развитие в 60-е годы XX столетия. Обучение реализовывалось на основании проведения установочных лекционных занятий перед сессией, после чего давались необходимые материалы для самостоятельного изучения. Хоть эта и была классическая система заочного обучения, но, именно она, положила задатки развития дистанционного обучения.
- Период распада СССР. Он связан с разнообразными кризисными процессами, возникающими в стране в целом и, в системе образования в частности. В 1993 году была разработана программа удаленного изучения иностранных языков. Она включала несколько курсов и уровней изучения языка. После его прохождения учащийся получал сертификат. Обучение стало привлекательным и востребованным.
- 1995 год – этап разработки Концепции создания и развития единой системы дистанционного обучения в РФ. При этом, система дистанционного обучения находилась на низком уровне технического развития. При этом, центры дистанционного обучения активно создавались по всей стране.
- Этап подписания меморандума с ЮНЕСКО. Оно стало основой формирования системы дистанционного образования, существующей в Западных странах. В конце 90 – х годов было открыто первое учебное заведение, дающее образование по дистанционным программам. Оно начало активное развитие и постепенно завоевало рынок образовательных услуг.
- 2004 год. Он связан с включением программ дистанционного обучения в работу многих учебных заведений, систему подготовки профессиональных специалистов и систему переподготовки кадров. Специалисты разных областей и сфер деятельности начинают проходить курсы дистанционного обучения, ориентированные на повышение их квалификации, расширение и углубление профессиональных знаний и навыков.
- 2005 год – международное признание дистанционного образования РФ. Программы дистанционного обучения были признаны на соответствие международных стандартов.
- 2015 год – расширение сферы дистанционного обучения. Дистанционное обучение охватывает широкий круг образовательной деятельности. Сейчас функционируют разнообразные учебные порталы, видеоконференции, организуется контроль знаний через сеть Интернет, посредством использования тестирования и иных технологий. Обучение приобретает международный характер.
Проблемы развития дистанционного образования в России
Дистанционное образование России в настоящее время находится на этапе активного развития. При этом, его функционирование сопряжено с рядом проблем:
- Качество электронного контента находится на низком уровне. Оно требует постоянного обновления и доведения до международного уровня;
- Неразвитость инфраструктуры дистанционного обучения в регионах страны. Эта проблема обусловлена культурными барьерами, национальными особенностями, традициями;
- Недостаточность квалифицированных специалистов в сфере информационного развития дистанционного образования;
- Слабая связь между традиционными и инновационными методами обучения. Она требует своего активного развития и комбинации методов и технологий традиционного и инновационного образования;
- Отсутствие мотивации у студентов в получении дистанционного образования. Это связано с тем, что получив образование в дистанционной форме, студент остается неуверенным в своем будущем, поскольку, должного общественного признания оно до сих пор не получило;
- Неразвитость практической направленности дистанционного обучения. Как правило, обучение в дистанционной форме исключает получение практических навыков деятельности т.е. происходит освоение только теоретической части курса, а это отрицательно сказывается на дальнейшей профессиональной деятельности студента.
Следует отметить, что в настоящее время особенно актуально создание курсов дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Это позволяет расширить специализацию студентов, открывает возможности для получения ими второго высшего образования по тому же направлению или иной направленности. Кроме того, смежные дисциплины могут быть перезачтены. В итоге студент получит сразу две специальности за короткий временной промежуток.
Кроме того, следует уделить внимание развитию инфраструктуры дистанционного обучения в регионах. Это позволит студентам получить образование по тем специальностям, которые отсутствуют в их вузах и у них не имеется возможности получить образование в крупных городах.
Дистанционное обучение позволяет сделать образовательный процесс более гибким и качественным. Студенты имеют возможность связываться с педагогом в удобное время и получать консультации по имеющимся вопросам.
Также, открываются возможности получения образования в других странах мира.
Положительные аспекты системы дистанционного образования формируют множество перспектив его развития.