Воспитание и обучение в Киевской Руси
История педагогической мысли – это сфера педагогической науки, занимающаяся изучением развития образовательной практики и педагогических теорий на протяжении человеческой истории.
Характер образования в России, начиная с периода Киевской Руси (X-XIII века), был под значительным влиянием византийских традиций, чему способствовало принятие в конце Х века христианства византийского образца на Руси.
Элементы культуры Византии, а также образования, плотно вошли в культуру и образование Киевской Руси. Главное средоточие образованности – монастыри. Первым поколением «книжно» образованных людей были именно выпускники монастырских школ, приобщившиеся к византийской, античной и библейской мудрости.
Киевскими князьями всячески одобрялось открытие школ в крупных центрах Руси – Киеве, Новгороде, Чернигове и т. д. В соответствии с историческими источниками, в школах Киевской Руси могли обучаться не только мальчики, но и девочки, а по степени образованности население Киевской Руси превосходило Западную Европу. В первую очередь, русский человек воспитывался внутри семьи, общаясь с наставником, роль которого обычно исполняли приходские священники или монахи-книжники.
Педагогическая мысль и образование в средневековой России
В Средневековой Руси педагогические идеи продолжали развиваться под влиянием таких отечественных деятелей культуры, как Иван Федоров, Сульвестр Медведев, Корион Истомин и др.
Особенно необходимо отметить работы Симеона Полоцкого. Он воспитывал царских детей, включая Петра I. Симеон Полоцкий – разработчик проекта Славяно-греко-латинской академии, которую открыли в Москве в 1687 году. Полоцкий к главным факторам воспитания относил пример родителей и учителей, а также окружающую действительность. Он придавал большое значение роли воспитания, которое должно формировать чувства и разум человека. Полоцкий был хорошо знаком с зарубежными прогрессивными педагогическими мыслями, в том числе трудами Я.А. Коменского.
Идеал средневекового воспитания на Руси – сборник наставлений XVI века, под названием «Домострой». Он содержал суровые воспитательные методы, совмещенные с советами любить детей и проявлять о них заботу. Особое внимание в нем уделялось воспитанию трудолюбия, чувства ответственности перед родителями, государством и церковью.
Развитие педагогического сознания, образования и воспитания в России XVIII века
Развитие образования и педагогики в России XVIII века было определено реформами Петра I, которые были не только социально-политического, но и просветительского характера. Именно в этот период были заложены основы школы.
Были открыты новые начальные школы. В начале века создали четыре новых вида начальной школы:
- цифирные школы;
- русские адмиралтейские школы;
- гарнизонные школы;
- русские школы при горных заводах Урала.
По прямому указанию Петра I Яворский реформировал Славяно-греко-латинскую академию, которая превратилась в современное учреждение, дающее как светское, так и духовное образование.
Огромная роль в развитии российского образования того периода принадлежит Феофану и В.Н. Татищеву.
Феофан (Прокопович) занимался реформацией системы церковного образования, в результате чего она стала трехступенчатой – училище, семинария, академия. Он же открыл школу для бедных детей и сирот, написал азбуку, которая переиздавалась много раз.
В.Н. Татищев – открыл горнозаводские школы н Урале. Он был активным сторонником развития просвещения в России, доказывал его большую роль в судьбе каждого человека и всего государства.
Развитие образования в России в XIX века
К.Д. Ушинский – один из выдающихся русских педагогов XIX века. К основным идеям Ушинского следует отнести идею народности воспитания, реформирование народной школы. Константин Дмитриевич в своих трудах пишет о труде, как основе воспитания человека, о роли родного языка в воспитании, о воспитании нравственности и связи теории с практикой.
Стержень его педагогической системы – требования демократизации образования и обучения, признание творческой силы трудового народа и его права на образование. Цель воспитания по Ушинскому – сформировать активную и творческую личность, подготовить человека к физическому и умственному труду в качестве высшей формы человеческой деятельности. В его системе нравственного воспитания ребенка отсутствует авторитаризм, так как она выстраивалась исключительно на силе позитивных примеров и на разумной деятельности.
Педагогические принципы Ушинского:
- обучение должно строиться, учитывая возрастные и психологические особенности развития ребенка. Оно должно быть посильное и последовательное;
- обучение должно выстраиваться на основании принципа наглядности;
- обучение должно идти от конкретного к абстрактному, от представления – к мысли, так как такой процесс основан на психологических особенностях природы человека;
- обучение должно развивать умственные способности учащихся, а также давать знания, необходимые для жизни.
Педагогика советского периода
В первое десятилетие советского периода было решено много новых проблем, связанных с новым типом экономических и хозяйственных отношений. Педагогическая теория в эти годы отличалась некоторыми характерными особенностями. Основной педагогической идеей была трудовая школа, базирующаяся на принципах политехничности и индустриализации. Трудовое воспитание считали наиболее значимой частью педагогической практики. Выдающимся советским педагогом А.С. Макаренко была разработана воспитательная система, в которой формируются характерные для данного коллектива людей нормы, стиль и отношения. Макаренко считал трудовое воспитание наиболее важным аспектом общего воспитания ребенка, которое и превратит его во взрослого гражданина.
Значительная роль в развитии педагогики советского периода 20-30-х годов принадлежит идеям П.П. Блонского. Основополагающие педагогические идеи Блонского можно представить следующим образом:
- обучение и воспитание строится на основании знаний закономерностей развития детей;
- необходимо уважать личность ребенка, его потребности и интересы;
- разностороннее развитие детской личности должно включать в себя умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.
В послевоенном периоде особенно ярко выделялись работы В.А. Сухомлинского – крупнейшего педагога ХХ века. Он уделял много внимания воспитанию у нового поколения гражданственности, продолжая развивать учения о воспитательном процессе внутри коллектива, разрабатывал методику работы с каждым отдельным учеником внутри коллектива.
В конце 70-х – начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни СССР вышли педагоги-новаторы, педагоги-практики. Они считали, что настоящего учителя отличает увлеченность своим предметом, умение строить урок таким образом, чтобы все ученики были задействованы в учебном процессе.