Воспитание и обучение в Киевской Руси
История педагогической мысли – это область педагогической науки, которая изучает развитие образовательной практики и педагогической теории на протяжении всей истории человечества.
Характер образования в России, начиная Киевской Русью, испытывал на себе существенное воздействие Византии с ее традициями и устоями, чему поспособствовало принятие христианства византийского образца на Руси в конце Х века. Элементы византийской культуры и образования прочно укрепились в культуре и образовании Киевской Руси.
Главным средоточием образованности были монастыри. Первое поколение людей, обученных по книгам, было представлено именно выпускниками монастырских школ, приобщившихся к византийской, античной и библейской мудрости.
Киевские князья всячески одобряли открытие школ в крупных центрах Руси – Киеве, Новгороде, Чернигове и пр. В школах Киевской Руси могли получать образование не только мальчики, но и девочки, а население Киевской Руси по степени своей образованности превосходило Западную Европу. В первую очередь, русского человека воспитывали внутри семьи, в общении с наставником, роль которого обычно отводилась приходским священникам или монахам-книжникам.
Педагогическая мысль и образование в России в Средние сека
В Средние века на Руси педагогические идеи получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных деятелей культуры - Ивана Фёдорова, Сульвестра Медведева, Кориона Истомина и др.
Особого внимания заслуживают работы Симеона Полоцкого. Он занимался воспитанием царских детей, включая Петра Великого.
Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в Москве в 1687 году. Полоцкий к основным факторам воспитания отнес пример родителей и учителей, а также окружающую действительность. Он придавал огромное значение воспитанию, которое должно помогать в формировании чувства и разума человека. Полоцкий хорошо знал зарубежные прогрессивные педагогические мысли, включая труды Я.А. Коменского.
Идеал средневекового воспитания на Руси был представлен сборником наставлений XVI века, называемым «Домостроем». В нем были собраны суровые методы воспитания, которые совмещались с советами любить детей и проявлять заботу о них. Особое внимание в нем было уделено воспитанию трудолюбия, чувства ответственности перед родителями, церковью и государством.
Развитие педагогического сознания, образования и воспитания в России XVIII века
Развитие образования и педагогике в России в XVIII веке определялось реформами Петра I, которые носили не только социально-политический, но и просветительский характер. Именно в это время закладывались основы привычной нам школы. Открывались новые начальные школы.
В начале века создали четыре новых типа начальных школ:
- цифирные школы;
- русские адмиралтейские гарнизоны;
- гарнизонные школы;
- русские школы при горных заводах Урала.
По прямому указанию Петра I Яворским была реформирована Славяно-греко-латинская академия, превратившаяся в современное учреждение, в котором можно было получить и светское образование, и духовное.
Огромную роль в развитии образования в России в тот период сыграл Феофан и Татищев В.Н. Феофан (Прокопович) реформировал систему церковного образования, в результате чего она превратилась в трехступенчатую – училище, семинарию, академию. Им же была открыта школа для бедных детей и сирот, написана азбука, которая была переиздана много раз.
Татищев В.Н. открыл горнозаводские школы на Урале. Он был активным сторонником развития просвещения в России, им была доказана его большая роль в судьбе каждого человека и целого государства.
Развитие образования в России XIX века
Ушинский К.Д. был выдающимся русским педагогом XIX века. Основной идеей Ушинского была идея народности воспитания и реформирования народной школы. Константин Дмитриевич в своих трудах писал о трудовой деятельности, в качестве основы воспитания детей, роли в воспитании родного языка, а также воспитания нравственности и связи теории и практики.
Стержнем его педагогической системы были требования демократизации обучения и образования, признание творческой силы трудового народа, а также его права на образование.
Цель воспитания в соответствии со взглядами Ушинского – сформировать активную и творческую личность, подготовить человека к осуществлению физической и умственной деятельности, как высшей формы деятельности людей. В системе нравственного воспитания ребенка отсутствует авторитаризм, в связи с тем, что она выстраивается исключительно на силе положительного примера и разумной деятельности.
Педагогические принципы Ушинского:
- обучение необходимо выстраивать с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей;
- обучение должно быть посильным и последовательным;
- обучение должно строиться на основании принципа наглядности;
- обучение должно идти от конкретного к абстрактному, от представлений к мыслям, так как этот процесс базируется на психологических особенностях человеческой природы;
- обучение должно развивать умственные способности учеников, давая знания, которые нужны для жизни.
Педагогика советского периода
В первые годы советского периода решили массу новых проблем, которые были связаны с новым типом экономических и хозяйственных отношений. В эти годы педагогическую теорию отличали некоторые характерные особенности. Основа педагогической идеи – трудовая школа, которая была основана на принципах политехничности и индустриализации.
Трудовое воспитание начали считать наиболее значимой частью педагогической практики. Выдающийся советский педагог Макаренко А.С. разработал для данного коллектива людей нормы, стиль и отношения. Макаренко видел в трудовом воспитании самое важное направление общего воспитания детей, которое может превратить его во взрослого гражданина.
Идеи Блонского П.П. также занимали видное положение в педагогике 20-30-х годов прошлого века. Его основополагающие идеи заключались в построении обучения и воспитания на базе знаний и закономерностях развития ребенка. Необходимо проявлять уважение к личности детей, его интересам и потребностям. Разностороннее развитие личности ребенка должно состоять из умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.