Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

История дошкольной педагогики

Определение 1

Дошкольная педагогика - это педагогическая дисциплина, изучающая закономерности развития, элементарные формы обучения и воспитания детей в возрасте, предшествующем их поступлению в школу.

Философские основы воспитания

Программы воспитания начали формироваться еще в античные времена. В то время появились школы Древнего Рима, Древней Греции, Спарты, которые отличались друг от друга как содержанием, так и методами воспитания. Например, Аристотель считал, что человеку необходимо физическое, личностное и общественное воспитание. По мнению Демокрита процесс обучения и воспитания оказывает влияние на сущность человека, старается подвигнуть его на осознание того, что ему неизвестно. Для Плутарха главным воспитательным элементом являлась семья. Сенека говорил, что основная роль воспитания заключается в формировании личностной самодостаточности. Все античные философы считали, что основная задача воспитания заключается в развитии положительных черт характера, уважения к закону, старшему поколению. Эти принципы воспитания актуальны и сейчас.

Возникновение и развитие дошкольного образования в России

Во времена Киевской Руси дети в основном получали образование в семье. Воспитание в этом случае преследовало цель привить детям трудолюбие, обучить навыкам разных аидов трудовой деятельности, а также обучить выполнению своих общественных ролей. Средствами воспитания выступали: потешки, скороговорки, загадки, сказки, народные игры и т. д. Помимо того, немалое влияние на воспитание в то время оказывала религия.

После того как в 988 году произошло крещение Руси большую роль в воспитании стала играть церковь, например, детей побуждали заучивать молитвы. В XII веке появилось «Поучение Владимира Мономаха своим детям». Эти наставления носили общепедагогический характер.

В то время особым уважением пользовались люди, обученные грамоте, именно они обучали детей высоких сословий. Основными «учебниками» того времени были церковные книги, первая «Азбука», выпушенная в 1572 году, а также книга «Домострой», в которой содержались основы семейного воспитания и поведения в быту.

«История дошкольной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Во второй половине XVII века появилась книга Епифания Славницкого «Гражданство обычаев детства». Она содержала правила поведения, которые должны были соблюдать дети, находясь в общественных местах. Часть книги отведена играм, есть отдельный раздел, посвященный играм для детей дошкольного возраста.

Образование в России в XVII веке

В XVIII веке Петра I проводит в России ряд важных кардинальных реформ. Не обошла эта коренная ломка прежних общественных устоев и образования: в стране открывается много учебных заведений, издается много учебной литературы. Дошкольное воспитание в те времена не рассматривалось как отдельная отрасль педагогики, а было ее неотделимой частью. Видными представителями педагогической науки того времени были М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, Н.И. Новиков.

В 1763 году в нашей стране появился первый воспитательный дом. В этом заведении содержались дети от 2 до 14 лет, они делились на возрастные группы:

  • от 2 до 7 лет – дети этого возраста воспитывались в трудовых играх, мальчики обучались огородничеству и садоводству, девочки домоводству;
  • от 7 до 11 лет – в этом возрасте кроме приучения к труду, детей так же обучали грамотному письму и умению считать;
  • от 11 до 14 лет – в этом возрасте детей обучали ремеслу и некоторым естественным наукам.

До 2 лет дети находились у кормилиц. Количество подобны домов было довольно большим, так как было много сирот, однако государство скудно спонсировало содержание подобных заведений поэтому многие их питомцы умирали от недоедания и болезней.

Первая система образования в России

1802 год стал переломным в истории образования в России, именно в этом году было создано министерство народного просвещения. Появилась так же и система образовательных учреждений:

  • приходские училища (срок обучения 1 год);
  • уездные училища (срок обучения 2 года);
  • губернские гимназии (срок обучения 4 года);
  • университеты (срок обучения 3 года)

В этот период большое значение в развитие педагогики внес В.Ф. Одоевский. Одоевский был организатором и руководителем первых приютов для детей из бедных семей, имеющих родителей. Одоевский выявлял следующие основные задачи приюта:

  • предоставлять детям из бедных семей приют на время работы родителей
  • прививать чувство доброты и нравственности с помощью игр
  • приучать к порядку и опрятности
  • развивать интеллект
  • рассказывать детям об элементарных трудовых навыках.

Дошкольное образование в России с 1860 по 1917 год

В 1860-е годы в России стали появляться первые детские сады. В основном они работали по системе Ф. Фребеля. Однако долго эти сады не просуществовали. Практика дошкольного образования в России развивалась медленно, в отличии от теории и методики. На тот момент считалось, что цель детских садов – физическое, умственное, нравственное воспитание дошкольников, их подготовка к школе.

В 1871 г. русская детская писательница и педагог Е. Н. Водовозова опубликовала книгу «Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста». Эта работа была предназначена для воспитателей детских дошкольных учреждений и матерей.

В конце XIX—начале XX вв. стало увеличиваться количество фабричных яслей, народных детских садов. Зарождались они в основном в городах с развитой промышленностью, где родители были заняты работой. В народных детсадах группы состояли примерно из 50 детей, причем группы были разновозрастные, дети находились в садиках от 6 до 8 ч., работала с ними одна воспитательница, финансирование таких садов было слабым. Помим них были и платные детские сады для богатых родителей.

Дошкольное образование в России с 1917 по 1990 год

В 1918 г. при Наркомпросе был создан специальный дошкольный отдел, так же начинают подготавливать профессиональных педагогов детских садов. В это время большой вклад в развитие дошкольной педагогики внесли К. И. Корнилов, Е.А. Аркин, Е.А. Флерина. Большинство детских садов стали ведомственными. Они формировались вместе с крупными предприятиями. Слабым местом в деятельности детских дошкольных учреждений оставалось определение содержания образования дошкольников. ВОВ временно прервала деятельность по развитию дошкольной педагогики. В послевоенные годы наблюдается значительное увеличение ДУ. В 1963–1964 гг. была разработана первая комплексная программа «Воспитание в ДС». Затем программа была отредактирована и была создана программа «Воспитание и обучение в ДС».

Зарубежное дошкольное образование

Сегодня система дошкольного образования существует практически в каждой стране. Дошкольное образование формировалось медленнее чем образование вообще. Следует так же отметить, что в разных странах уровень дошкольного образования не идентичен. Происходит это по ряду причин:

  • Во-первых, сами государства по-разному относятся к вопросу важности дошкольного образования, отношение общества к дошкольному образованию так же не одинаково в разных странах.
  • Во-вторых, развитие дошкольной педагогики во многом зависит от социально-экономического состояния общества.
  • В-третьих, большую роль в воспитании детей дошкольного возраста играют особенности культуры и традиции определенной страны. Даже такой показатель как климат играет важную роль в развитии дошкольного образования в разных странах.
Дата последнего обновления статьи: 28.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot