Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение процесса формирования всех сторон речи (семантической, звуковой, лексико-грамматической) при разнообразных сложных речевых расстройствах у детей, имеющих нормальный интеллект и полноценный слух.
Актуальность исследования эмоциональной лексики у детей с ОНР
В настоящее время процесс исследования эмоциональной лексики у детей с ОНР приобретает все большую актуальность. Это связано в первую очередь с тем, что разрабатываются различные программы по адаптации детей с ОНР к условиям обучения в общеобразовательной школе.
Решение этой проблемы видится исследователям в осуществлении индивидуального, дифференцированного и поэтапного коррекционного воздействия на детей с ОНР. Для того, чтобы его организовать необходимо предварительно проводить с каждым ребенком диагностическое исследование, которое включает в себя комплекс методик, исследующих разнообразные стороны лексики ребенка. На основании проведенного исследования определяется содержание работы с ребенком.
В настоящее время большое внимание уделяется именно лексической стороне речи детей с ОНР. Так, работа в этом направлении осуществляется специалистами Института коррекционной педагогики РАО, которые разрабатывают кардинально новые подходы к формированию у детей с ОНР речевой деятельности, развитию лексико-грамматической стороны речи. Особенное внимание уделяется исследованию эмоциональной лексики речи детей с ОНР, разработке инновационных методов обучения детей с ОНР.
Проведенные в Институте исследования, показали, что у детей с ОНР имеются отклонения от нормально развивающихся сверстников как в качественных, так и количественных характеристиках лексического запаса. Дети с ОНР используют в собственной речи часто употребляемые и общеизвестные слова и фразы, однако они не всегда владеют словарным запасом, который должен у них быть в соответствии с установленной возрастной нормой. Дети с ОНР не всегда владеют в полной мере речевыми оборотами речи, не умеют правильно подбирать слова для выражения своих чувств и мыслей, не могут их передать точно и логично.
Основные ошибки в эмоциональной лексике у детей с ОНР проявляются в том, что дети замещают одни лексемы другими. Это «говорит» о несовершенстве и несформированности у них системы лексических значений.
Исследования эмоциональной лексики у детей с ОНР показали, что данный вид лексики используется детьми крайне редко и в основном фрагментарно, в виде устойчивых стереотипных сочетаниях. Зачастую дети с ОНР испытывают значительные трудности при назывании разнообразных эмоциональных состояний.
Таким образом, основной задачей коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР, является практическое усвоение детьми лексических средств языка. В связи с чем, в методологии разработано большое количество практических рекомендаций, направленных на формирование лексической стороны речи детей с ОНР. Однако не создано специальных методов и средств, которые бы способствовали развитию именно эмоциональной лексики, которая имеет важное значение, в речевом развитии детей с ОНР.
Особенности эмоциональной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Исследование эмоциональной лексики у детей с ОНР показали, что существует большое количество проявлений общего недоразвития речи, которые схематично были разделены на три основные группы.
Первая группа детей с ОНР – дети, которые имеют лишь общие признаки недоразвития речи, при этом у них отсутствуют какие-либо иные нарушения нервно-психической деятельности.
Дети данной группы имеют неосложенный вариант ОНР. Объясняется это тем, что у них нет локального поражения ЦНС. Психический облик таких детей характеризуется отдельными чертами общей эмоциональной незрелости, а также имеется слабая регуляция произвольной деятельности. Несмотря на то, что у детей, входящих в эту группу, нет ярко выраженных психических и иных нарушений, они нуждаются в длительной коррекционной логопедической работе, которую следует начинать с дошкольного возраста. Работа начинается с момента посещения детьми детского сада и продолжается в школе. В том случае, если в период дошкольного детства, с детьми проводилась качественная коррекционно-логопедическая работа, то они могут в дальнейшем обучаться в массовой школе. Важным остается продолжение коррекционной работы, которая может быть организована как в образовательном процессе школы, так и за его пределами (в виде дополнительной работы).
Вторая группа детей с ОНР – это дети, у которых ОНР сочетается с рядом психопатологических и неврологических синдромов.
Дети второй группы имеют осложненный ОНР, который сопровождается рядом других заболеваний. Например, ДЦП, дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Исследование таких детей показывает, что задержка речевого развития у них вызвана первичным заболеванием. Нарушения эмоциональной лексики в данной группе связаны с отклонениями в познавательной деятельности и общей низкой работоспособностью.
Третья группа детей с ОНР – это дети, которые имеют наиболее стойкие и специфические речевые недоразвития, проявляющиеся клинически в виде моторных алалий.
У детей третьей группы, ОНР вызвано поражениями ЦНС, отвечающими за развитие речи. Дети данной группы характеризуются наличием разнообразных признаков моторных алалий, что проявляется в виде недоразвития всех сторон речи.
Подробное изучение всех трех групп детей с ОНР, позволило ученым исследователям выявить три основных уровня речевого развития таких детей:
- Первый уровень – отмечается отсутствие у детей общеупотребительной речи. Зачастую детей данного уровня называют «безречевые дети», так как ребенок не имеет возможности самостоятельно общаться с окружающими. Для общения используются звуки и жесты.
- Второй уровень – дети, имеющие некоторые зачатки речи, проявляющиеся тем, что ребенок способен в собственной речи использовать четырехсловные фразы.
- Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.