Условия формирования лидерских качеств младшего школьника
Лидерские качества – это комплекс психологических свойств и процессов, которые обеспечивают эффективное социальное взаимодействие человека в коллективе, позволяющее ему завоевать приоритетную позицию в нем и достигнуть необходимых ему целей и задач.
К лидерским качествам относится вера в себя, самоконтроль своей деятельности, навыки построения коммуникативных связей, умение убеждать и направлять другого человека, проявлять чувствительность, гибкость и настойчивость.
Формирование лидерских качеств следует начинать с детства. Еще в младшем школьном возрасте необходимо сформировать у ребенка активную жизненную позицию, навыки социального взаимодействия и воздействия на других людей для достижения общих целей и задач в различных направлениях деятельности.
Условиями эффективного формирования лидерских качеств младшего школьника являются следующие:
- Развитие организаторских способностей. Необходимо обучить ребенка созданию коллектива, объединению людей для достижения общих целей и задач, реализации интересов. Лидер должен умело сформировать рабочую команду, деятельность которой ориентирована на результат и направить работу команды в верное направление;
- Развитие навыков отбора участников в команду. Лидер должен владеть навыками диагностирования способностей будущих участников коллектива. Участники выбираются, исходя из уровня их интеллектуального развития, наличия у них каких-то особенных способностей и личностных качеств.
- Развитие способности планировать свою деятельность и детально контролировать ее исполнение. Лидер должен знать все о ведении дел коллектива, выявлять ее недостатки и своевременно их устранять;
- Формирование навыков учета тенденций современного развития. Лидер должен обладать навыками и способностями, которые отвечают современным реалиям социального развития и требуются в достижении целей и задач конкретных направлений деятельности. В данное условие входит наличие у лидера таких качеств, как толерантность и целеустремленность.
Лидерские качества у ребенка младшего школьного возраста формируются посредством применения разнообразных методов и приемов, но прежде всего, за счет создания условий для личностной социализации, самореализации, проявления инициативы и формирования активной жизненной позиции.
Значение подвижных игр в развитии лидерских качеств учащихся начальных классов
Подвижные игры являются важным методом формирования лидерских качеств ребенка. Это обусловлено тем, что движения стимулируют развитие всех сторон организма, приводят в действие его активные стороны деятельности.
Что касается младшего школьного возраста, то в этот период, ребенок наиболее нуждается в движении. Двигательная деятельность необходима для нормального развития организма ребенка. Поэтому, в младшем школьном возрасте актуально применение игровых форм обучения и воспитания. Подвижные игры способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, что приводят к стимулированию его активности в той или иной деятельности.
Применяя подвижные игры в качестве метода формирования лидерских качеств, педагог развивает у детей навыки рационального расходования своих двигательных ресурсов, умение преодолевать трудности и способствует развитию физических качеств подрастающего поколения. В ходе игрового действия, ребенок не замечает усталости и выполняет многократное повторение движений. Это не только развивает его физическую силу, но и формирует волевые качества, развивает выносливость и настойчивость.
Двигательная активность стимулирует работу мыслительных процессов. Движение способствует укреплению памяти ребенка, улучшает восприятие учебной информации и ее запоминание.
Разновидности подвижных игр, ориентированных на развитие лидерских качеств
Все игры, направленные на формирование лидерских качеств у младшего дошкольника можно подразделить на несколько основных групп:
- Игры для диагностирования лидера. Такие игры предполагают построение игрового сюжета, ориентированного на предоставление каждому ребенку возможности проявления своих индивидуальных свойств, особенностей развития и лидерских качеств (при их наличии). Игры дают всем детям равные возможности в проявлении себя и занятии лидерской позиции в коллективе.
- Игры для построения команды. Они предполагают создание условий для выявления общих интересов и потребностей, выявления единых целей в каком-то направлении деятельности. Такие игры помогают в развитии коммуникативных навыков младших школьников, формируют азы коллективного взаимодействия и умения действовать, с учетом потребностей и интересов других участников коллектива.
- Игры комплексного назначения. Такие игры ориентируются на формирование у учащихся навыков самопредставления, самореализации, умения брать на себя ответственность, организаторские способности, навыки контроля своей деятельности и деятельности команды, развитие умений создавать и организовывать общественно значимые и полезные формы деятельности.
- Игры для внутреннего развития. Такие игры направлены на проявление ребенком своих внутренних качеств. Они помогают ликвидировать замкнутость ребенка, бороться с психоэмоциональной зажатостью, комплексами, преодолевать себя, способствуют повышению самооценки учащихся.
Стадии проведения подвижных игр
Любая подвижная игра, ориентированная на развитие лидерских качеств ребенка, проводится в несколько стадий:
- Подготовительная стадия. Происходит выбор игры, ознакомление детей с ее сюжетом и правилами, целями и задачами, подготовка игровых атрибутов, проведение предварительного анализа игрового действия. Также, необходимо мотивировать детей на участие в игре и распределить игровые роли.
- Проведение игры. Осуществляется сбор детей на игру и реализуется руководство ходом ее проведения.
- Подведение итогов игры. По окончанию игрового действия необходимо провести анализ ее реализации. Дети должны оценить были ли достигнуты ее цели и задачи, выявить недостатки в реализации игрового действия, наличие нарушений правил игры.