Актуальность применения элементов краеведения в математическом обучении
Краеведение – это научная область, занимающаяся исследованием определенной территории, ее климата, исторической динамики развития, особенностей ландшафта и местности, археологических и географических характеристик.
Краеведение служит основой познания родного края. Оно позволяет расширить представления учащихся о месте своего проживания, его значимости в общей истории и жизнедеятельности государства, а также разнообразных характерных признаках.
Включение краеведения в познавательный процесс разных дисциплин является актуальным условием эффективности образовательной деятельности на современном этапе развития общества. Краеведение становится составным компонентом преподавания математики. Особенно актуально включение элементов краеведения в математическое познание на начальных этапах школьного обучения. Это позволяет мотивировать учащихся к познанию, сделать уроки математики увлекательными.
Использование элементов краеведения на уроках математики способствует:
- Решению воспитательных задач в образовательном процессе. Краеведение формирует любовь и уважение к родному краю, воспитывает патриотические качества личности.
- Формированию аналитических навыков. Сопоставление исторических событий, происходящих на конкретной территории, в конкретном регионе с текущим развитием региона формирует основы анализа. Это способствует укреплению математических способностей.
- Активизации познавательной деятельности учащегося в сфере познания математической науки.
- Расширению и углублению знаний учащихся начальной школы о своем месте проживания.
- Формированию межпредметных основ обучения, обеспечению интегративных связей между познаваемыми дисциплинами.
- Созданию единой системы, объединяющей математику и краеведение, что позволяет развить творческое воображение учащихся на уроках математики, сформировать математическую культуру.
Краеведение способствует не только расширению кругозора учащихся, но и формирует основы самостоятельного познания, мотивирует к активной деятельности, проведению исследований, экспериментов. Это обуславливает необходимость включения элементов краеведения в уроки математики начальной школы.
Методика включения краеведческого материала в уроки математики
Элементы краеведения становятся составными компонентами учебного занятия по математики, посредством следующих направлений деятельности:
- Составление педагогом задач, условиями которых являются достоверные данные о «малой Родине». Задачи являются стандартными т.е. решение подобных задач было неоднократным на занятиях, алгоритм выполнения операций известен учащимся. Задачи новы тем, что отражают различные аспекты родного края: исторические события, географические признаки и т.д.
- Совместное составление задач педагогом и учащимися на основании числовых данных о родном крае. Это требует предварительного ознакомления с числовыми параметрами местности, чтобы учащиеся смогли составить условия задачи.
- Самостоятельное составление задач по конкретным данным. Педагог дает учащимся сведения о родном крае, которые должны стать условиями задачи. Учащиеся занимаются поиском информации о родном крае и формируют условия задач.
- Самостоятельное составление задач учащимися. Данные для их составления отыскиваются учащимися. Педагог может дать наводящие вопросы, подсказать область поиска и т.д.
- Составление упражнений на вычисления. Упражнения выбираются в соответствии с текущей темой изучения. Учащиеся выполняют операции сложения и вычитания, умножения и деления на основе количественных данных об устройстве родного края. Это может быть определение высоты какого-то памятника, периода постройки какого-то собора, сооружения, длины рек, количества старинных зданий и т.д.
- Составление математической азбуки. Она представляет собой отражение количественных параметров, числовых данных истории родного края. К примеру, в ней могут быть отражено количество дней, отводимых на создании какого-то памятника, дворца, количество памятников в городе, посвященных героям ВОВ и т.д. Данная азбука выступает основой познания истории родного края и составления математических задач, упражнений на вычисления.
Следует отметить, что в начальной школе математические задачи носят элементарный характер. Они достаточно просты и доступны для данной возрастной категории учащихся.
Составление задач, особенно с необходимостью самостоятельного поиска данных, является заданием творческого характера. Поэтому их выполнение развивает еще и творческое мышление учащихся.
Рисунок 1. Использование краеведческого материала на уроках математики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Составление задач с использованием краеведческого материала должно быть тщательно проработано педагогом. Необходимо понимать, какие данные о той или иной территории могут быть использованы в задачах, в каком виде их лучше представить и т.д.
Примеры математических задач с применением краеведческого материала
Краеведческий материал включается в математические задачи по конкретным тематикам т.е. составляются задачи, ориентированные на изучение исторических событий, обитателей флоры и фауны региона, изучение климатических данных и т.д.
Примерами математических задач с применением краеведческого материала являются:
- Задачи на развитие навыков записи чисел. Учащиеся учатся правильно записывать цифры, соотносить числовые значения с конкретной цифрой. Такими задачами могут быть: «В нашем регионе 6 районов», «В нашем городе 12 памятников истории и 8 памятников архитектуры», «ВОВ началась 22 июня 1941 года» и т.д.
- Задачи на совершение вычислительных операций, например: «Количество памятников истории Ленинского района равно 6, тогда как в Кировском районе их на 4 больше. Сколько памятников в Кировском районе? Сколько их всего в обоих районах?»
- Запись чисел в порядке увеличения или уменьшения. Например, дан ряд чисел и необходимо расставить их в правильной последовательности: по увеличению или уменьшению: 5, 9, 3, 2, 6 или увеличить каждое число на 4: 2, 8, 9, 12 и записать в порядке возрастания.
- Сравнение данных. Можно сравнить расстояние между городами региона или высоту памятников и т.д.