Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах

Актуальность применения элементов краеведения в математическом обучении

Определение 1

Краеведение – это научная область, занимающаяся исследованием определенной территории, ее климата, исторической динамики развития, особенностей ландшафта и местности, археологических и географических характеристик.

Краеведение служит основой познания родного края. Оно позволяет расширить представления учащихся о месте своего проживания, его значимости в общей истории и жизнедеятельности государства, а также разнообразных характерных признаках.

Включение краеведения в познавательный процесс разных дисциплин является актуальным условием эффективности образовательной деятельности на современном этапе развития общества. Краеведение становится составным компонентом преподавания математики. Особенно актуально включение элементов краеведения в математическое познание на начальных этапах школьного обучения. Это позволяет мотивировать учащихся к познанию, сделать уроки математики увлекательными.

Использование элементов краеведения на уроках математики способствует:

  1. Решению воспитательных задач в образовательном процессе. Краеведение формирует любовь и уважение к родному краю, воспитывает патриотические качества личности.
  2. Формированию аналитических навыков. Сопоставление исторических событий, происходящих на конкретной территории, в конкретном регионе с текущим развитием региона формирует основы анализа. Это способствует укреплению математических способностей.
  3. Активизации познавательной деятельности учащегося в сфере познания математической науки.
  4. Расширению и углублению знаний учащихся начальной школы о своем месте проживания.
  5. Формированию межпредметных основ обучения, обеспечению интегративных связей между познаваемыми дисциплинами.
  6. Созданию единой системы, объединяющей математику и краеведение, что позволяет развить творческое воображение учащихся на уроках математики, сформировать математическую культуру.

Краеведение способствует не только расширению кругозора учащихся, но и формирует основы самостоятельного познания, мотивирует к активной деятельности, проведению исследований, экспериментов. Это обуславливает необходимость включения элементов краеведения в уроки математики начальной школы.

«Использование краеведческого материала на уроках математики в начальных классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика включения краеведческого материала в уроки математики

Элементы краеведения становятся составными компонентами учебного занятия по математики, посредством следующих направлений деятельности:

  1. Составление педагогом задач, условиями которых являются достоверные данные о «малой Родине». Задачи являются стандартными т.е. решение подобных задач было неоднократным на занятиях, алгоритм выполнения операций известен учащимся. Задачи новы тем, что отражают различные аспекты родного края: исторические события, географические признаки и т.д.
  2. Совместное составление задач педагогом и учащимися на основании числовых данных о родном крае. Это требует предварительного ознакомления с числовыми параметрами местности, чтобы учащиеся смогли составить условия задачи.
  3. Самостоятельное составление задач по конкретным данным. Педагог дает учащимся сведения о родном крае, которые должны стать условиями задачи. Учащиеся занимаются поиском информации о родном крае и формируют условия задач.
  4. Самостоятельное составление задач учащимися. Данные для их составления отыскиваются учащимися. Педагог может дать наводящие вопросы, подсказать область поиска и т.д.
  5. Составление упражнений на вычисления. Упражнения выбираются в соответствии с текущей темой изучения. Учащиеся выполняют операции сложения и вычитания, умножения и деления на основе количественных данных об устройстве родного края. Это может быть определение высоты какого-то памятника, периода постройки какого-то собора, сооружения, длины рек, количества старинных зданий и т.д.
  6. Составление математической азбуки. Она представляет собой отражение количественных параметров, числовых данных истории родного края. К примеру, в ней могут быть отражено количество дней, отводимых на создании какого-то памятника, дворца, количество памятников в городе, посвященных героям ВОВ и т.д. Данная азбука выступает основой познания истории родного края и составления математических задач, упражнений на вычисления.
Замечание 1

Следует отметить, что в начальной школе математические задачи носят элементарный характер. Они достаточно просты и доступны для данной возрастной категории учащихся.

Составление задач, особенно с необходимостью самостоятельного поиска данных, является заданием творческого характера. Поэтому их выполнение развивает еще и творческое мышление учащихся.

Использование краеведческого материала на уроках математики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Использование краеведческого материала на уроках математики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Составление задач с использованием краеведческого материала должно быть тщательно проработано педагогом. Необходимо понимать, какие данные о той или иной территории могут быть использованы в задачах, в каком виде их лучше представить и т.д.

Примеры математических задач с применением краеведческого материала

Краеведческий материал включается в математические задачи по конкретным тематикам т.е. составляются задачи, ориентированные на изучение исторических событий, обитателей флоры и фауны региона, изучение климатических данных и т.д.

Примерами математических задач с применением краеведческого материала являются:

  1. Задачи на развитие навыков записи чисел. Учащиеся учатся правильно записывать цифры, соотносить числовые значения с конкретной цифрой. Такими задачами могут быть: «В нашем регионе 6 районов», «В нашем городе 12 памятников истории и 8 памятников архитектуры», «ВОВ началась 22 июня 1941 года» и т.д.
  2. Задачи на совершение вычислительных операций, например: «Количество памятников истории Ленинского района равно 6, тогда как в Кировском районе их на 4 больше. Сколько памятников в Кировском районе? Сколько их всего в обоих районах?»
  3. Запись чисел в порядке увеличения или уменьшения. Например, дан ряд чисел и необходимо расставить их в правильной последовательности: по увеличению или уменьшению: 5, 9, 3, 2, 6 или увеличить каждое число на 4: 2, 8, 9, 12 и записать в порядке возрастания.
  4. Сравнение данных. Можно сравнить расстояние между городами региона или высоту памятников и т.д.
Дата последнего обновления статьи: 07.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot