Значение эстетического воспитания
Воспитание – это организованный процесс, направленный на решение определенных воспитательных задач и передачу подрастающему поколению накопленного жизненного опыта.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный и организованный процесс по формированию и развитию эстетического, ценностного и эмоционально-чувственного сознания личности, в соответствии с её основным видом деятельности, посредством влияния на нее многообразием эстетических объектов, различных видов искусств и произведений.
Основными задачами эстетического воспитания являются:
- Формирование определенного запаса эстетических впечатлений и знаний.
- Формирование и развитие способностей эстетического и художественного восприятия, которые обеспечивают возможность эмоционально пережить и оценить эстетически значимые явления и предметы, а также насладиться ими в полной мере.
- Формирование творческих и эстетических способностей.
Данные задачи очень обширны и требуют подбора таких методов и средств, которые будут способствовать их всестороннему и эффективному решению. Одним из наиболее востребованных и популярных в настоящее время средств, гарантирующих получение высокого результата, являются средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Преимущество использования ИКТ в эстетическом воспитании младших школьников
В настоящее время невозможно представить себе развитие, воспитание и обучение подрастающего поколения без использования ИКТ. Это обусловлено тем, что ИКТ прочно вошли в жизнь современного общества и человек, который не владеет навыками ИКТ, будет испытывать определенные трудности. В связи с чем, ИКТ всё прочнее входят в жизнь современной общеобразовательной школы. К профессиональным компетенциям педагогов предъявляются новые требования. Педагог должен уметь не только пользоваться компьютером, но и создавать собственные образовательные ресурсы, использовать их в своей педагогической деятельности.
Использование средств ИКТ в эстетическом развитии младших школьников имеет ряд преимуществ перед использованием традиционных средств воспитания:
- Мультипликация, звук и движения привлекают внимание детей и способствуют повышению у них интереса к учебному материалу.
- Динамичность подачи материала и его красочность способствуют высокому усвоению учебного материала, а также развитию у детей воображения, памяти и творческих способностей.
- Материал, представленный наглядно, способствует не только лучшему его восприятию, но и запоминанию. Особенно это актуально для детей младшего школьного возраста, у которых сохранено еще наглядно-образное мышление.
- Презентации, слайды, видеофрагменты, созданные и показанные детям с помощью ИКТ, позволяют педагогу познакомить детей с тем материалом, который сложно передать на словах или в иллюстрации (дождь, рост цветка и т.д.).
- Возможность моделирования разнообразных ситуаций, которые сложно объяснить на словах или показать в повседневной жизни (показ игры симфонического оркестра, создание художественного шедевра и т.д.).
- ИКТ побуждают детей самостоятельной поисковой, творческой или исследовательской деятельности, включая поиск в сети Интернет.
- ИКТ позволяет оптимально сочетать различные методы, средства и приемы ознакомления детей с произведениями искусства (презентации, слайды, видеоряд и т.д.).
- Использование ИКТ позволяет за отведенный промежуток времени показать учащимся максимальное количество репродукций художников, предметов народного прикладного искусства и т.д.
- Прослушивание музыкальных произведений может быть сопровождено презентациями, слайдами и т.д. Это делает восприятие музыки более продуктивным и эффективным.
- Создание собственных произведений искусства с использованием специальных компьютерных программ.
Таким образом, использование ИКТ в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста значительно расширяет возможности педагога в подаче нового учебного материала, закреплении пройденного, знакомства детей с художественными произведениями и творениями природы.
Мультимедиа-презентация как средство эстетического воспитания младших школьников
Наибольшей популярностью у педагогов пользуются мультимедиа-презентации, которые могут быть использованы как во время учебного занятия, так и во внеурочной деятельности, с целью эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Мультимедиа-презентация – это программа, которая содержит текстовый материал по изучаемой теме, сопровождаемый звуковым оформлением, слайд-шоу или анимацией.
Мультимедиа-презентации могут быть двух видов: линейные и нелинейные.
Как показывает практика, детям младшего школьного возраста более понятна и легка для восприятия мультимедиа-презентация линейного вида, которая последовательно представляет необходимый для ознакомления и изучения материал.
Отрицательным моментом использования мультимедиа-презентации является невозможность осуществления контроля за усвоением учебного материала. Однако, ввиду того, что кругозор детей младшего школьного возраста не имеет достаточного уровня, данный способ является наиболее приемлемым и эффективным.
Посредством мультимедиа-презентации ученики младших классов во время неурочной деятельности имеют возможность увидеть и услышать разнообразные природные явления, что позволяет им глубже прочувствовать связь с природой, и тем самым воспитать у них эстетические чувства.
Во внеурочной деятельности педагог использует мультимедиа-презентации с целью ознакомления детей с художественными произведениями, что позволяет значительно расширить кругозор детей, сформировать у них нравственные и эстетические чувства. Кроме того, дети могут ознакомиться с красотой природы, прочувствовать единение с ней.