Особенности формирования мотивации к деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР
Задержка психического развития (ЗПР) – это аномалии, которые проявляются в нарушении нормального развития психики ребенка.
ЗПР может быть вызвано разными причинами (одной либо их совокупностью). Основные причины возникновения ЗПР:
- дефекты конституции ребенка,
- разнообразные соматические заболевания,
- органические поражения ЦНС.
Дети с ЗПР отличаются от детей с нормой развития тем, что у них значительно снижена работоспособность, отмечается повышенная возбудимость, психомоторная расторможенность, импульсивность и гиперактивность, а также чувство тревоги и агрессии.
По мнению специалистов дети с ЗПР – это дети с нереализованным возрастным потенциалом психического развития, вызванным общей психической незрелостью.
Таким образом, ЗПР оказывает негативное влияние на успешное и полноценное развитие детей дошкольного возраста, а также является основной помехой в учебе, общении со сверстниками и выполнении ряда действий и различных видах деятельности. Именно поэтому очень важно как можно скорее выявить погрешности и недостатки в развитии ребенка и приступить к их коррекции и минимизации.
В настоящее время разработано достаточно большое количество разнообразных коррекционно-воспитательных и коррекционно-образовательных программ, направленных на работу с детьми с ЗПР. Каждая из программ включает в себя совокупность различных методов и средств работы с детьми. Однако, как показывает практика, наиболее востребованными являются методы, связанные с информационно-коммуникационными технологиями.
Особенности использования ИКТ в работе с детьми с ЗПР
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это методы и процессы по взаимодействию с информацией, осуществляемые посредством использования разнообразных устройств вычислительной техники и средств коммуникации.
В настоящее время в системе воспитания и обучения детей с ЗПР обширно используется ИКТ, с целью формирования и развития у детей разнообразных личностных качеств, а также с целью овладения ими необходимых знаний, умений и навыков.
Использование ИКТ в работе с детьми с ЗПР может быть как в виде самостоятельного средства, так и в совокупности с иными методами и средствами воспитания, обучения и развития.
Практика применения ИКТ с целью формирования у детей дошкольного возраста с ЗПР мотивации к деятельности, доказывает обоснованность его внедрения в воспитательно-образовательный процесс. У детей отмечается развитие психических процессов, осуществляется личностное развитие и повышается интерес к учебной деятельности. Это обусловлено тем, что компьютер является современным средством и вызывает у детей с ЗПР повышенный интерес.
Использование ИКТ в формировании мотивации к деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР предусматривает разработку специальных рабочих программ, которые направлены на:
- формирование моторной координации;
- развитие координации совместной деятельности моторного и зрительного анализаторов;
- интеллектуальное развитие;
- развитие памяти, речи, мышления и воображения.
Программы, которые педагог использует в работе с детьми с ЗПР, могут иметь обучающий и развивающий характер. Однако, вне зависимости от направленности, все они разработаны таким образом, чтобы привлекать интерес детей и мотивировать их деятельность (обучающую, воспитательную, развивающую).
Значимость использования ИКТ в формировании мотивации к деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР
Эффективность использования ИКТ как средства формирования мотивации к деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР обусловлена тем, что процесс обучения и развития осуществляется в непринужденной, а опорой, и в игровой форме. Это вызывает у детей интерес к выполнению заданий и формирует необходимую мотивацию на деятельность.
Кроме того, работа на клавиатуре компьютера способствует развитию мелкой мускулатуры и моторики у детей дошкольного возраста с ЗПР. Правильность выполнения задания во многом зависит от того, насколько успешно ребенок овладеет умением нажимать на нужные кнопки в правильной последовательности. Соответственно, это все мотивирует ребенка на развитие движения собственных рук, а также на развитие зрительно-моторной координации.
Для того, чтобы работа на компьютере взывала у ребенка интерес и формировала мотивацию на деятельность, предлагаемые программы разработаны таким образом, что ребенок постепенно овладевает необходимыми умениями и навыками. Это убеждает ребенка в его возможностях и мотивирует на дальнейшую деятельность. Однако, учитывая индивидуальность течения ЗПР, педагогу необходимо следить за успехами детей. Если овладение определенным действием вызывает у ребенка затруднение, необходимо давать дополнительные развивающие задания. Это поможет овладеть нужным навыком и не оттолкнет ребенка от осуществления деятельности.
Помимо развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации, занятия с использованием ИКТ вызывают у детей положительные эмоции. Работа за компьютером протекает в эмоционально благоприятной атмосфере. Все это способствует тому, что дети лучше усваивают получаемую информацию. Это стимулирует их на дальнейшее получение новых знаний, умений и навыков.
Еще одной особенностью использования ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР можно назвать, то что они позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность у детей.
Таким образом, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста с ЗПР достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.