Иноязычная коммуникативная компетенция: понятие и структура
Иноязычная коммуникативная компетенция (ИКК) – это знание иностранных языков и способов их использования в различных коммуникативных ситуациях, умение строить коммуникативное общение и взаимодействие на иностранном языке с учетом норм этикета и правил общения в данной культуре.
Иноязычная коммуникативная компетенция отражает способность ее владельца к общению на иностранном языке, причем, к полноценному и продуктивному общению, ориентированному на достижение конкретных результатов.
Обладатель ИКК должен быть готов к общению на иностранном языке, с учетом его культурных особенностей, вливанию в чужую культуру и систему коммуникаций, формированию системы межкультурного взаимодействия.
Иноязычная коммуникативная компетенция состоит из следующих компонентов:
- Лингвистическая компетенция. Она включает в себя знания в области лексики и морфологии, синтаксиса и иных особенностей иностранного языка. Данная компетенция отражает наличие знаний по иностранному языку: его словарного запаса, особенностей грамматического строения, функциональная роль языка и основ его практического применения в определенных ситуациях.
- Социолингвистическая компетенция. Она включает в себя систему знаний об устройстве социокультурной среды, в которой используется данный иностранный язык. Сюда входят знания этики общения в иностранной среде, особенности использования речевых оборотов в тех или иных ситуациях, нормы общения, наличие диалектов языка, жаргонных слов и фраз, акцентов.
- Прагматическая компетенция. Она отражает владение практическими навыками использования иностранной речи. Если речь является связной, имеет логичную структуру, языковые средства используются верно, речь осмысленная и практичная, в ней нет противоречий, и она не приводит к недопониманию, то такая речь отражает владение прагматической компетенцией.
Владение ИКК отражает умение использовать иностранную речь в различных ситуациях коммуникативного взаимодействия, отвечающее требованиям социокультурного пространства и контексту взаимодействия.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции является приоритетной целью изучения иностранного языка. На уроках иностранного языка происходит формирование языковой, речевой и социокультурной компетенции, которые в совокупности составляют иноязычную коммуникативную компетенцию, отражающую полноценное владение лексикой, фонетикой, грамматическим строем иностранного языка, умения говорить, читать и писать на иностранном языке, знания его норм и правил при построении коммуникаций.
Рисунок 1. Формирование ноязычной коммуникативной компетенции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы развития ИКК на уроках иностранного языка
Организация занятий в урочной форме является основным способом построения учебного процесса. Обучение иностранным языкам не является исключением.
Изучение иностранного языка проходит на уроках. Каждый урок имеет свое целевое назначение, содержание и методы, используемые для передачи определенных знаний и навыков.
Одной из целей построения урока по иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Естественно, на уроках могут быть запланированы и иные результаты освоения темы, курса. Но все они, в своей совокупности, способствуют формированию навыков общения и социального взаимодействия на иностранном языке, знакомству учащихся с культурными языковыми особенностями, нормами общения.
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка реализуется на основании следующих принципов:
- Принцип развития будущего профессионала, способного самостоятельно строить коммуникативные связи и отношения на иностранном языке, использовать язык в своей профессиональной и иных видах деятельности.
- Принцип педагогической коммуникативности. Общение, на уроках иностранного языка, строится в форме диалогового взаимодействия. Педагог должен давать доступную для понимания учащихся информацию, создавая условия для построения коммуникативного взаимодействия и более полного понимания и познания особенностей другой личности.
- Принцип развития учащегося, создание условий для его активного проявления своих иноязычных коммуникативных навыков.
- Принцип мотивации развития иноязычных коммуникативных навыков. Учащиеся должны стремиться к изучению иностранного языка и осознавать важность развития иноязычных коммуникативных навыков для взаимодействия в иноязычном пространстве. Учебное занятие должно быть построено в интересной форме. Актуально использование современных педагогических технологий, инновационных методов обучения.
- Принцип рационального и целенаправленного взаимодействия субъектов учебного процесса, ориентированного на формирование коммуникативных навыков и коммуникативного взаимодействия на иностранном языке.
- Принцип комплексного подхода к формированию ИКК. Он означает, что в учебной работе должны быть использованы разнообразные методы и средства познания, формы и приемы.
Методы обучения, ориентированные на формирование ИКК
Наиболее актуальными методами и приемами образовательной деятельности, способствующими развитию иноязычной коммуникативной компетенции являются:
- Применение невербальных средств общения. Этот способ ориентирован на объяснения значений новых иностранных слов. Его целесообразно использовать на начальных этапах освоения иностранной речи, когда педагог помогает учащимся вспомнить слово, путем его объяснения жестами и мимикой.
- Запоминание новых слов, посредством записи в тетрадь не перевода слова, а его образа – картинки, символа.
- Способ непроизвольного запоминания. Он связан с выполнением специальных упражнений, которые включают слова, но имеют иное целевое назначение, а не их запоминания, и вообще, минимально затрагивают работу со словами. Так, происходит непроизвольное запоминание слов.
- Активизация устной речи методом мозгового штурма. Педагог выдвигает проблему, а учащиеся предлагают разные варианты ее решения. Все варианты записываются, рассматриваются и выбирается наиболее оптимальный. Все это обсуждается на иностранном языке.
- Развитие коммуникативных навыков, посредством поиска информации. Дается задание, имеющее неполную информацию о чем-либо. Необходимо определить каких сведений не хватает, и выяснить их. Как правило, работа организуется в паре или мини-группе.
- Выделение приоритетов. Дается список каких-то параметров, объекта, ситуации, которые надо распределить по степени их важности. Отлично развивает навыки устной речи.