Условия развития инновационной деятельности в системе дошкольного образования
Внедрение инноваций в дошкольную образовательную сферу связано с тенденциями общественного развития и общими направлениями политики государства в образовательной сфере. В настоящее время происходит непрерывное общественное развитие, связанное с научно-техническим прогрессом и информационным прогрессом. Информация охватывает все сферы общественной жизнедеятельности, все больше расширяя и углубляя степень своего воздействия. Это требует модернизации в экономике, социальной сфере, и более всего, реформирования образовательной системы, поскольку она занимается подготовкой специалистов по различным направлениям, способным к дальнейшему поддержанию и развитию прогрессивных инновационных процессов.
Образовательный процесс в современных условиях базируется на принципах гуманизации, творческом образовательном подходе, экспериментальной и новаторской деятельности в системе образования. В этой связи дошкольный этап образования требует внедрения инноваций в организацию процессов воспитания и обучения.
Инновация представляет собой идеи научной направленности и способы их практического воплощения. Инновация отражает основное содержание инновационного процесса. Он, в свою очередь, является способом использования новшеств, инновационных идей для приведения образовательных процессов в новое, более качественное и продуктивное состояние.
Система образования не является стабильной. Она изменяется и развивается, отвечая требованиям текущего этапа общественного развития. Это приводит к постоянному поиску новых путей ее развития и внедрение нововведений в процессы образования и воспитания. Естественно, что дошкольное образование не является исключением.
Нововведения в дошкольном учебно-воспитательном процессе представляют собой процессы внедрения новых идей, методик, технологий воспитания и образования, применения инновационных средств и творческого подхода в организации воспитательных мероприятий, носящие целенаправленный характер.
Нововведениями в системе дошкольного образования можно считать:
- Социальный статус системы и уровень его бюджетного финансирования;
- Изменения в структурном строении дошкольного образования;
- Изменения в содержании дошкольного образования;
- Применение новых методик и технологий обучения и воспитания в детских садах;
- Материально-техническое оснащение учреждений дошкольного образования с использованием современных информационных технологий;
- Новые способы постройки зданий и сооружений заведений дошкольного типа.
Инновационные процессы в системе дошкольного образования ориентированы на решение злободневных педагогических проблем. Инновация предполагает поиск путей для разрешения актуальных воспитательных вопросов и проблемных моментов, в организации учебно-воспитательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Инновации разрабатываются таким образом, чтобы отвечать текущим требованиям реорганизации образовательной системы и легко адаптироваться к любым условиям воспитательной среды. Они базируются на научных идеях и носят завершенный характер т.е. предполагают достижение определенной цели, посредством их внедрения в практическую педагогическую деятельность.
Источники инновации в педагогическом процессе ДОУ
Введение различных новшеств в учебно-воспитательный процесс детского сада определяется инновационным потенциалом отдельного педагога и всего педагогического состава ДОУ. Педагог должен обладать навыками адаптации к любым новшествам и легко находить им практическое применение. Для этого требуется его постоянное развитие, повышение профессионализма и квалификации.
Введение инноваций в педагогическую работу детского сада требует переориентации направлений деятельности педагогов, с учетом особенностей, способностей, навыков детей, их потребностей и индивидуальной специфики развития.
Эффективность внедрения инноваций определяется инновационным поведением субъекта воспитательного процесса. От его действий, желаний, стремлений, положительного отношения к преобразованиям зависит результативность инновационного процесса в сфере дошкольного образования.
Педагоги детского сада выступают носителями инноваций. Именно от педагога зависит грамотное и оптимальное внедрение инноваций в заведение дошкольного воспитания.
Личность педагога и его инновационная деятельность включает в себя следующие основные компоненты:
- Мотивация педагога, его воззрения, ориентация деятельности, отражающие его отношение и стремление к внедрению новшеств;
- Наличие у педагога творческого потенциала, способности использования нестандартных методик и индивидуального подхода в обучении и воспитании;
- Технологии, методы, приемы, знания педагога, которые он может использовать для реализации традиционных учебно-воспитательных задач;
- Способности к самопознанию, самоанализу и самооценке своей деятельности для получения качественных и рациональных представлений своей педагогической деятельности, своем местоположении в системе инноваций.
Субъект инновационного процесса развивается благодаря таким источникам, как культура и объекты инновационного воздействия – дети, их личностные характеристики, деятельность, умения и навыки.
В качестве источников становления и развития инновационной компетентности педагога дошкольного учебно-воспитательного процесса выступают мотивации педагога – его желания и стремления, теоретическая база – научные знания, технологическая база – способность применения определенных методик, приемов, способов и средств воспитательного воздействия и результативная готовность – ориентация на достижение конкретных образовательных целей, посредством эффективного применения инноваций.
Целевое назначение и классификация инноваций в педагогическом процессе ДОУ
Инновационная деятельность детского сада нацелена на развитие и совершенствование навыков деятельности дошкольной педагогической системы и достижение более образовательных эффектов более высокого уровня и качества.
Внедрение инноваций в учебно-воспитательную работу детского сада позволяет расширить число вариантов организации воспитательного процесса, направить его на развитие личности, с учетом ее индивидуальных характеристик.
Инновации, внедряемые в работу детского сада классифицируются по различным основаниям.
Так, в зависимости от воздействия на учебно-воспитательный процесс, инновации могут внедряться в содержание программ обучения, проявляться в формах и методах воспитательного воздействия и в структуру управления детским садом.
Исходя из объемов реформирования, инновации бывают:
- Единичные – существуют изолировано друг от друга;
- Модульные – частные процессы, которые действуют в разных структурах детского сада и взаимодействуют между собой;
- Системные – охватывают реорганизацию всего детского сада.
В зависимости от инновационного потенциала, заложенного в новшество, они могут быть:
- Модификационного характера - направлены на усовершенствование тех или иных процессов или их видоизменение;
- Комбинаторного характера – новые способы применения и сочетания, имеющих методик и приемов учебно-воспитательного воздействия;
- Радикального характера – кардинальные новшества, введение абсолютно новых, ранее не используемых методик.