Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инклюзивное образование в РФ

Сущность и принципы организации инклюзивного образования

Определение 1

Инклюзивное образование – это процесс обучения граждан, имеющих специфические потребности, обусловленные их ограниченными возможностями или инвалидностью.

Инклюзивное образование основывается на системе стандартного обучения, базирующейся на применении традиционных методов, приемов и средств в сочетании с специфическими методиками, ориентированными на учет потребностей именно тех граждан, для которых и разработана данная система образования.

Разработка инклюзивных программ обучения нацелена на реализацию принципа доступности образования и прав граждан с ограниченными возможностями на получение образовательных услуг. Для этих целей разрабатывается множество программ обучения, отличающихся своей ориентацией на формирование теоретического круга знаний и практических навыков у учащихся, имеющих нарушения сенсорного характера, двигательные дисфункции, психические отклонения и иные нарушения.

Процесс инклюзивного обучения предполагает создание специальных условий, позволяющих учащимся получать образование в комфортных условиях. Для этого разрабатываются специальные технологии инклюзивного обучения. При этом обучение детей, имеющих отклонения в развитии и инвалидов осуществляется совместно со здоровыми детьми. В этом заключается специфичность инклюзивного образования.

Отдельных учебных учреждений государственного уровня, где производится обучение лиц с отклонениями в развитии, инвалидов, граждан с ограниченными возможностями не предусматривается. Политика РФ в сфере образования строится таким образом, чтобы организовать среду, комфортную для совместного обучения всех категорий граждан и создать для этого все необходимые условия. Естественно, что это не такая уж простая задача. Организация инклюзивного обучения является сложным и трудоемким процессом, требующим привлечения большого количества технических, финансовых и трудовых ресурсов, разработке новых технологий и методик в обучении.

«Инклюзивное образование в РФ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Программы инклюзивного образования, также требуют особой подготовки педагогов. Они должны развивать свое мастерство, чтобы оказаться способными к пониманию потребностей граждан с ограниченными возможностями, проявления участия в их обучении, направление более пристального внимания на них и их успехи.

Программы инклюзивного обучения должны легко варьироваться в случае такой надобности, предполагать применение дополнительного времени на обучение, инновационных технологий и методик, позволяющих обеспечить продуктивное усвоение учебно-воспитательных программ гражданами, наделенными проблемами со здоровьем и развитием.

Инклюзивное образование ориентировано на создание единого процесса обучения, единой образовательной среды, а также условий воспитания и развития граждан, позволяющих им стать полноценными и полноправными членами общества, приспособиться к его условиям и эффективно взаимодействовать с ним и его членами.

Организация инклюзивной системы образования базируется на следующих основных принципах:

  1. Принцип ценности личности, независимо от ее уровня развития, способностей и состояния здоровья. Это означает, что в центре образовательной системы стоит личность, на развитие которой и ориентировано обучение и воспитание. Оно не допускает ущемление прав личности, обусловленное ее недостатками в физическом или интеллектуальном развитии, ограниченными способностями и возможностями.
  2. Принцип опоры на то, что каждый индивид способен чувствовать и думать. Это означает, что каждый индивид, независимо от ограничений в его развитии и интеллектуальных возможностей может развить свои мыслительные процессы, чувственную и эмоциональную сторону. Для этого нужен особый подход и специфические условия.
  3. Принцип всеобщего права на общение. Каждый индивид наделен правами выражать свои мысли, посредством общения, он может слушать и имеет право быть услышанным другими людьми.
  4. Принцип взаимопомощи, взаимосвязи и взаимоподдержки. Для нормального развития, индивиду необходима поддержка со стороны другого человека. Каждый человек нуждается в опоре, построении связей различного характера с другими людьми.
  5. Принцип взаимосвязи подлинного образования с построением взаимоотношений с другими людьми. Обучение будет результативным только при построении системы коммуникативных связей с другими людьми, коллективном труде и творчестве.
  6. Принцип прогрессивного развития. Прогрессивное развитие должно быть ориентировано на раскрытие природных задатков индивида и оказание им помощи в выполнении тех действий, которые ему доступны и понятны. Нельзя акцентировать внимание на том, что человек делать не способен.
  7. Принцип разнообразия. Он предполагает, что разнообразная деятельность, привлечение к совместной работе и построению взаимоотношений в коллективе приводит к развитию всех сторон личности.

Достоинства инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Достоинства инклюзивного образования. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Современное состояние инклюзивного образования в России

На сегодняшний день развитие инклюзивного образования в РФ проходит достаточно медленными темпами. При этом оно развивается еще и неравномерно. В некоторых, более крупных, промышленно развитых регионах оно внедряется достаточно активно. Что касается провинциальных городов, то здесь ситуация обстоит более сложно. Инклюзивные программы обучения только начинают внедряться, что происходит медленно и не всегда эффективно. Как правило, они применяют опыт развития образования в крупных регионах, не учитывая специфики совей области, ее экономического состояния и социальной обстановки.

Инклюзивное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Инклюзивное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В развитии инклюзивного образования России можно выделить ряд остро стоящих проблем, которые требуют особого внимания:

  • Дефицит школ. Общеобразовательных школ, специализирующихся на обучении детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями очень мало, а в имеющихся, часто, условия обучения не являются достаточно комфортными и рациональными;
  • Недостаточная квалификация педагогического состава. Педагоги не всегда способны найти должный подход к «особенным» детям, либо им не хватает на них времени и учащимся приходится обучаться самостоятельно;
  • Отсутствие технологий, позволяющих совместить обучение здоровых граждан и лиц с ограниченными возможностями;
  • Моральный дисбаланс у учащихся. Инвалиды могут тяжело воспринимать свои недостатки, видя рядом с собой нормальных, здоровых детей.
Дата последнего обновления статьи: 05.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot