Понятие инклюзивного образования
Инклюзивное образование – это форма обучения, при которой каждому ребенку, вне зависимости от имеющихся у него интеллектуальных, физических, социальных, языковых и иных особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательном учреждении.
Инклюзивное образование позволяет детям с ОВЗ в полном объеме принимать участие в жизни ученического коллектива, инклюзия помогает каждому учащемуся почувствовать, что его способности и потребности учли и оценили.
Дети, реально нуждающиеся в средствах инклюзивного образования, могут и не быть инвалидами, но у них обязательно есть ряд особых образовательных потребностей, которые предполагают необходимость определенной перестройки педагогического подхода к ним.
Основные цель инклюзивного образования – включить каждого ребенка с особыми потребностями в образовательную среду и гибко подходить к процессу его обучения.
Цель же образовательного учреждения – создать специальные условия для развития и социальной адаптации учеников с особыми образовательными потребностями. Это подразумевает равные права и возможности образования без намека на дискриминацию и пренебрежение, процесс обучения подстраивается под нужды и образовательные потребности детей с обязательным предоставлением программы обучения, то есть система адаптируется к образовательным потребностям детей.
Особенности и преимущества инклюзивного образования
Выделяют несколько характерных особенностей инклюзивного образования:
- воспитывающий и развивающий характер, предполагающий формирование нравственных представлений и понятий, а также воспитание адекватных способов поведения и включение каждого ученика в учебную деятельность, которая способствует развитию его психических функций и самостоятельности;
- в интегрированном обучении особое значение имеет систематичность и последовательность решения коррекционно-образовательных задач, что необходимо, чтобы достигать учебные и воспитательные цели, прогнозировать и преодолевать возможные трудности взаимодействия школьников с разными умственными способностями;
- осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на занятиях по любой дисциплине, так как важно обучать всех, но принимать во внимание способности каждого учащегося по отдельности;
- связь обучения с реальной жизнью. Необходимо моделировать и воспроизводить такие ситуации, которые будут трудными для учащегося, но могут встречаться в обыденной жизни. Их анализ и проигрывание становятся основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка;
- сознательность и активность в процессе обучения, которые могут быть реализованы благодаря использованию разных приемов обучения, которые помогают вызывать у учащихся переживания и сочувствие. Переживаниями стимулируется интеллектуальное развития.
Чтобы команда специалистов, в которую входят учитель, психолог и тьютор, осуществляла успешную работу образовательного учреждения должен быть соблюден ряд условий: преемственность, согласованность действий и систематичность, планомерность, целенаправленность и поэтапность взаимных коррекционных мероприятий.
Задача учителя – подготовить и подать материал максимально доступно для ребенка, а задача психолога – объединить усилия родителей, педагогов и учителей, чтобы решать проблемы, которые могут возникать у детей. Тьютор же помогает ребенку решать огромное количество образовательных и организационных вопросов, находить свое место в жизни, понять, что он хочет и чего может достичь в реальности. Тьютор сопровождает ребенка в среде обучения, следит, чтобы он не потерял учебную мотивацию и понял, что он хочет получить от школы и в целом от занятий.
Родителям нужно понимать двустороннюю ответственность. Нельзя просто отдать ребенка в школу и ждать результата. Родителям необходимо сотрудничать с педагогом и другими специалистами в совместном решении задач развития ребенка.
Иными словами, у каждого ребенка есть свои уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности. Инклюзивное образование представляет постепенный, детальный и крайне бережный процесс включения ребенка в общую образовательную среду, учитывающую индивидуальные особенности и базирующуюся на сильных сторонах ребенка.
При инклюзивном образовании должен реализовываться принцип: каждый ребенок – активный участник школьных и клубных культурно-массовых мероприятий.
Внеклассная работа должна быть направлена на воспитание у детей толерантного и уважительного отношения к детям с ОВЗ. Совместная деятельность родителей с детьми также приносит ряд своих положительных результатов.
К результатам инклюзивного образования можно отнести:
- возможность учащихся принимать значимое, активное и постоянное участие во всех мероприятиях общеобразовательной деятельности;
- адаптация мягкая и ненавязчивая, так как индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика, а помогает ему включиться;
- от особой заботы в классе у ребенка создается стереотип благополучия, что он обучается на одинаковом интеллектуальном уровне;
- есть единый образец учебного поведения для всех и для этого ребенка в частности, что может оказать воздействие на дальнейшую его социализацию. В школе он не отделяется от класса, наравне со всеми участвует в мероприятиях, часах общения, соблюдает единые требования к поведению.
Все это помогает ребенку научиться общаться и подражать более высоким образцам, решать существенно более сложные учебные задачи.
В итоге у ребенка формируется навык конкурентоспособности.