Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование в современном мире

Определение 1

Инклюзивное образование – это процесс обучения и воспитания, ориентированный на равноправие учащихся и доступность образовательных услуг для всех категорий граждан, независимо от наличия у них ограниченных возможностей.

Инклюзия означает принадлежность к чему-либо, будь то школа, детский сад или общество в целом. Иными словами- это включение в какую-либо деятельность.

Процесс инклюзивного образования предполагает организацию учебно-воспитательного процесса с учетом наличия особых потребностей учащихся. При наличии отклонений в развитии или ограничения психологических и физических способностей учащимся оказывается специализированная помощь и поддержка.

Инклюзивное образование позволяет развиваться и обучаться детям с ограниченными возможностями в нормальных условиях вместе со своими сверстниками.

В настоящее время инклюзивное образование все больше развивается.

На современном этапе развития можно выделить следующие характерные черты инклюзивного образования:

  • Позволяет каждому ученику принимать полноценное участие в жизнедеятельности учебных коллективов: детских садов, школ, институтов и иных учебных учреждений;
  • Наличие ресурсного обеспечения учебно-воспитательной деятельности, позволяющего обеспечить доступ лиц с ограниченными возможностями к процессу обучения и создать для них максимально комфортные условия;
  • Данное образование нацелено на создание не только включающей учебной сферы, но и достижение построения включающего общества, дающего равные возможности и права всем гражданам;
  • Развивает навыки построения коммуникативных связей, помогает развить способности для реализации общения и установления социальных контактов;
  • Процесс обучения проходит по адаптированным образовательным программам. Они призваны учитывать психические и физические возможности учащихся и помогать корректировать их развитие;
  • Инклюзия исключает развитие дискриминации в обществе;
  • Образование строится на основе оснащения заведений образования специальными техническими средствами и современными технологиями, чтобы упростить приспособление детей с ограниченными возможностями к социальной жизнедеятельности;
  • Инклюзивное образование способствует развитию гуманизации образовательной сферы;
  • Инклюзивная система образования адаптируется к потребностям ребенка;
  • Применяется гибкий подход к обучению, позволяющий удовлетворить разнообразные потребности
«Инклюзивное образование» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Инклюзивное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Инклюзивное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Принципы построения системы инклюзивного образования

Система инклюзивного образования базируется на следующих основных принципах:

  1. Принцип приоритета человеческой личность. Это означает, что ценность человека ставится во главу системы обучения. Она не зависит ни от потребностей человека, ни от особенностей его развития, ни от его успеха и достижений.
  2. Принцип чувственного и интеллектуального равенства. Предполагается, что любая личность способна на умственную деятельность, мыслительный процесс, а также может чувствовать и испытывать разнообразные эмоции. Это не зависит от социального положения, особенностей развития, потребностей и возможностей.
  3. Принцип равноправных потребностей. Здесь рассматривается равенство людей любого уровня развития на построение системы коммуникаций, нормальное общение и наличие права быть услышанным.
  4. Принцип взаимопотребности. Предполагается, что все люди в обществе нуждаются в друг друге.
  5. Принцип реальности. Процесс обучения должен быть организован только при наличии реально существующей системы взаимоотношений.
  6. Принцип потребности в помощи и поддержке. Каждому учащемуся необходимо дружеское плечо, на которое он может опереться, поддержка друзей или сверстников очень важна на любом этапе развития личности.
  7. Принцип разнообразия. Обучение должно носить дифференцированный характер, поскольку разнообразие помогает развитию всех граней личности.
  8. Принцип ориентации на прогресс. Учащиеся должны обращать внимание на то, чего они достигли и какие новые навыки у них появились. При этом не следует обращать внимание на те направления, которые оказались неусвоенными.

Проблемы инклюзивного образования

Инклюзивное образование в наши дни пребывает в стадии развития. Эта система еще не полноценно включена в общественную структуру и имеет массу проблем и противоречий.

Можно выделить следующие проблемы инклюзивного образования:

  1. Методики обучения не имеют нормально проработанной системы адаптации детей с ограниченными возможностями к социальной реальности. По факту, особые дети являются социальными изгоями;
  2. Данная образовательная система является инновационной. Она не имеет достаточно четкой последовательности реализации образовательного процесса и отлаженных программ обучения. Все они нуждаются в доработке, а некоторые, даже, в пересмотре;
  3. Сложности с включением детей с ограниченными возможностями в образовательную среду. Учреждения общего образования требуют реконструкции и специального оборудования для того, чтобы дети с «особыми» потребностями могли беспрепятственно учиться в них. Однако, финансирование подобных мероприятий происходит медленными темпами;
  4. Наличие психологических трудностей у педагогического состава. Инклюзивная форма обучения требует от педагогов выполнения определенных профессиональных ролей. С этими ролями педагоги справляются весьма проблематично. Это происходит длительное время, из-за чего развивается чувство профнепригодности;
  5. Опасения родителей обычных детей, что их совместное обучение с детьми с особыми потребностями может привести к торможению в развитии, из-за чего они не желают обучать своего полноценного ребенка в инклюзивном учебном заведении;
  6. Непринятие детей с ограниченными возможностями сверстниками. Это является следствием недостатков воспитания, особенно семейного. Дети должны понимать, что все люди разные и каждый имеет право на жизнь, свободу, обучение и развитие.
Дата последнего обновления статьи: 25.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot