Инклюзивное образование в современном мире
Инклюзивное образование – это процесс обучения и воспитания, ориентированный на равноправие учащихся и доступность образовательных услуг для всех категорий граждан, независимо от наличия у них ограниченных возможностей.
Инклюзия означает принадлежность к чему-либо, будь то школа, детский сад или общество в целом. Иными словами- это включение в какую-либо деятельность.
Процесс инклюзивного образования предполагает организацию учебно-воспитательного процесса с учетом наличия особых потребностей учащихся. При наличии отклонений в развитии или ограничения психологических и физических способностей учащимся оказывается специализированная помощь и поддержка.
Инклюзивное образование позволяет развиваться и обучаться детям с ограниченными возможностями в нормальных условиях вместе со своими сверстниками.
В настоящее время инклюзивное образование все больше развивается.
На современном этапе развития можно выделить следующие характерные черты инклюзивного образования:
- Позволяет каждому ученику принимать полноценное участие в жизнедеятельности учебных коллективов: детских садов, школ, институтов и иных учебных учреждений;
- Наличие ресурсного обеспечения учебно-воспитательной деятельности, позволяющего обеспечить доступ лиц с ограниченными возможностями к процессу обучения и создать для них максимально комфортные условия;
- Данное образование нацелено на создание не только включающей учебной сферы, но и достижение построения включающего общества, дающего равные возможности и права всем гражданам;
- Развивает навыки построения коммуникативных связей, помогает развить способности для реализации общения и установления социальных контактов;
- Процесс обучения проходит по адаптированным образовательным программам. Они призваны учитывать психические и физические возможности учащихся и помогать корректировать их развитие;
- Инклюзия исключает развитие дискриминации в обществе;
- Образование строится на основе оснащения заведений образования специальными техническими средствами и современными технологиями, чтобы упростить приспособление детей с ограниченными возможностями к социальной жизнедеятельности;
- Инклюзивное образование способствует развитию гуманизации образовательной сферы;
- Инклюзивная система образования адаптируется к потребностям ребенка;
- Применяется гибкий подход к обучению, позволяющий удовлетворить разнообразные потребности
Рисунок 1. Инклюзивное образование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Принципы построения системы инклюзивного образования
Система инклюзивного образования базируется на следующих основных принципах:
- Принцип приоритета человеческой личность. Это означает, что ценность человека ставится во главу системы обучения. Она не зависит ни от потребностей человека, ни от особенностей его развития, ни от его успеха и достижений.
- Принцип чувственного и интеллектуального равенства. Предполагается, что любая личность способна на умственную деятельность, мыслительный процесс, а также может чувствовать и испытывать разнообразные эмоции. Это не зависит от социального положения, особенностей развития, потребностей и возможностей.
- Принцип равноправных потребностей. Здесь рассматривается равенство людей любого уровня развития на построение системы коммуникаций, нормальное общение и наличие права быть услышанным.
- Принцип взаимопотребности. Предполагается, что все люди в обществе нуждаются в друг друге.
- Принцип реальности. Процесс обучения должен быть организован только при наличии реально существующей системы взаимоотношений.
- Принцип потребности в помощи и поддержке. Каждому учащемуся необходимо дружеское плечо, на которое он может опереться, поддержка друзей или сверстников очень важна на любом этапе развития личности.
- Принцип разнообразия. Обучение должно носить дифференцированный характер, поскольку разнообразие помогает развитию всех граней личности.
- Принцип ориентации на прогресс. Учащиеся должны обращать внимание на то, чего они достигли и какие новые навыки у них появились. При этом не следует обращать внимание на те направления, которые оказались неусвоенными.
Проблемы инклюзивного образования
Инклюзивное образование в наши дни пребывает в стадии развития. Эта система еще не полноценно включена в общественную структуру и имеет массу проблем и противоречий.
Можно выделить следующие проблемы инклюзивного образования:
- Методики обучения не имеют нормально проработанной системы адаптации детей с ограниченными возможностями к социальной реальности. По факту, особые дети являются социальными изгоями;
- Данная образовательная система является инновационной. Она не имеет достаточно четкой последовательности реализации образовательного процесса и отлаженных программ обучения. Все они нуждаются в доработке, а некоторые, даже, в пересмотре;
- Сложности с включением детей с ограниченными возможностями в образовательную среду. Учреждения общего образования требуют реконструкции и специального оборудования для того, чтобы дети с «особыми» потребностями могли беспрепятственно учиться в них. Однако, финансирование подобных мероприятий происходит медленными темпами;
- Наличие психологических трудностей у педагогического состава. Инклюзивная форма обучения требует от педагогов выполнения определенных профессиональных ролей. С этими ролями педагоги справляются весьма проблематично. Это происходит длительное время, из-за чего развивается чувство профнепригодности;
- Опасения родителей обычных детей, что их совместное обучение с детьми с особыми потребностями может привести к торможению в развитии, из-за чего они не желают обучать своего полноценного ребенка в инклюзивном учебном заведении;
- Непринятие детей с ограниченными возможностями сверстниками. Это является следствием недостатков воспитания, особенно семейного. Дети должны понимать, что все люди разные и каждый имеет право на жизнь, свободу, обучение и развитие.