Специфика социально-бытовой адаптации младших школьников с расстройством аутистического спектра
Социально-бытовая адаптация – это процесс социализации личности, происходящий путем ее внедрения в общественную жизнедеятельность, усвоения норм и правил общественного поведения, осознания ценностей социума и его культуры.
Посредством социальной адаптации, человек усваивает правила общественного поведения и построения общественных взаимоотношений, разновидности человеческой деятельности, трудовые взаимоотношения.
Современная система образования России является несовершенной в отношении предоставления прав на обучение и воспитания лицам с ограниченными возможностями, инвалидам. Законодательно, инклюзивное образование утверждено. Однако, его практическая реализация вызывает большие затруднения. Это обусловлено недостаточностью материально-технического снабжения учебных учреждений, отсутствие квалифицированных педагогов данного направления.
Введение лиц с аутистическими отклонениями в социальную среду является довольно сложным процессом. Это связано со спецификой этого отклонения в развитии, а также несовершенством системы инклюзивного обучения.
Специфическими чертами социально-бытовой адаптации детей с аутизмом являются следующие:
- Проблемы с адекватным восприятием окружающего пространства, людей и процессов;
- Своеобразное развитие мыслительных процессов и сознания в процессе обучения, познания, игры и иных направлений деятельности ребенка;
- Своеобразное восприятие ребенком своей личности;
- Своеобразное восприятие ребенком общественных явлений и процессов;
- Потребность в соблюдении дистанции между ребенком с аутизмом и другими членами общества.
Социально-бытовая адаптация детей с расстройствами аутистической направленности целесообразно начинать с раннего возраста, лучше с дошкольной образовательной организации. В раннем возрасте, ребенок гораздо быстрее и менее проблемнее привыкнет к социальному коллективу, и, возможно даже, осознает себя его частью. Естественно, все зависит от степени расстройства.
Процесс социального приспособления ребенка в ДОУ происходит посредством:
- Формирования навыков самообслуживания;
- Формирование поведения в период подготовки к игровой деятельности и развитие умения выйти из нее;
- Специальным образом построенная организация проведения бытовых ритуалов ребенка;
- Развитие коммуникативных навыков ребенка по специальным методикам;
- Оказание помощи родителям в принятии своего ребенка со всеми его особенностями развития;
- Индивидуальные программы воспитания детей. Это касается детей, аутизм которых имеет высокую степень развития и, они не подвергаются стандартным коррекционным мероприятиям;
- Проведение специальной физкультуры;
- Постоянная работа с ребенком специалистов: дефектологов, психологов, психиатров.
Инфографика в системе инклюзивного образования
Инфографика – это инструмент современного образования, ориентированный на наглядное преподнесение учебных сведений в виде комплексного представления текстовых и графических данных, дающих более яркое и насыщенное описание конкретного объекта, процесса или явления.
Инфографика является современной технологией, базирующейся на применении современных компьютерных, информационных технологий. Она эффективна тем, что делает информационные данные наглядными и более привлекательными для восприятия. Это позволяет гораздо успешнее усваивать информацию, повышает ее значимость и убедительность.
Использование технологии инфографика целесообразно тогда, когда требуется представить большой объем информации к сжатом виде и кратчайшие сроки. Инфографика ориентируется на наглядное восприятие, что повышает ее значимость и актуальность применения в учебном процессе инклюзивного образования. Это обусловлено тем, что все сведения научного характера, которые оказываются сложными для восприятия лицами, имеющими аутистические расстройства, делаются более простыми, понятными и захватывающими. Инфографика формирует учебную информацию таким образом, что она привлекает к себе внимание детей и заставляет их заинтересоваться ею. Это очень актуально для детей, страдающих аутизмом.
Однако, инфографика является достаточно сложной технологией, требующей от педагога обладанием большим объемом знаний и навыками их графического представления.
Инфографика должна быть построена в соответствии со следующими требованиями:
- Точность информационных данных;
- Аккуратность графического представления. Диаграммы и графики должны быть построены четко, без ошибок;
- Применение точных расчетов. Математические вычисления воплощаются визуально в графике;
- Простота графики. Недопустимо применение большого количества деталей, поскольку они могут усложнить ее восприятие;
- Инфографика должна обладать четкими и понятными точками: начало, середина и конец. У учащихся не должно возникнуть сомнений по поводу того, где располагается начало, где середина и где графика завершается.
Применение инфографики в обучении детей с аутистическими расстройствами актуально по двум основными причинам:
- Облегчение коммуникации ребенка с родителями.
- Облегчение коммуникации ребенка с другими людьми.
Эти причины свидетельствуют о том, что инфографика играет важную роль в развитии социально-бытовой адаптации детей с аутизмом. Применение графических средств отображения текстовой информации помогает в передаче ребенку данных, которые он не может понять при их словесной передаче.
Дети, имеющие сложности с пониманием социальных знаков при повседневном взаимодействии с людьми. Дети не способны понять, чего окружающие от них хотят, какого поведения они ожидают. Также, им сложно завести разговор и установить социальные контакты. Правильно построенная инфографика окажет реальную помощь в вопросе социальной адаптации ребенка. Визуальное восприятие лучшим образом ознакомит детей с правилами общественного поведения, а некоторые графические изображения можно распечатать и предоставить детям для их самостоятельного применения в социальной среде. Это упростит вхождение ребенка в социальное пространство.
У детей с расстройствами аутистического характера имеется склонность к тревожности, страхам. Они могут начать вести себя странным образом, если ситуация окажется для них непривычной. Поэтому, инфографика помогает снизить тревожность и адаптироваться к переменам.