Понятие и сущность индивидуального подхода в воспитании
Индивидуальный подход – это один из психолого-педагогических принципов, в соответствии с которым в педагогической работе необходимо учитывать личностные потребности и особенности каждого ребенка, а также условия его жизни и ближайшее окружение.
Индивидуальный подход направлен на реализацию принципов гуманизации системы образования, понимании каждого учащегося как исключительной ценности и ориентирование на учет его возможностей и потребностей в воспитании, обучении и развитии.
Успешность индивидуального подхода в воспитании зависит от соблюдения ряда условий:
- Исследование личности каждого учащегося, его наклонностей, потребностей и особенностей. Осуществляется определение общих и частных целей формирования личности ребенка, на основании выявленных у него личностных качеств.
- Опора на инновационные методы, средства и приемы педагогического воздействия на личность учащегося, в соответствии с поставленной целью и задачами, а также с учетом его особенностей ребенка.
- Осуществление периодического анализа педагогического воздействия, оказываемого на учащихся. Дифференцирование результатов.
Большое значение для организации эффективного индивидуального подхода имеет постоянный учет и исправление ошибок в воспитании, учет успехов и недостатков каждого ученика, предусмотрительное отношение к возможным трудностям.
Значимость индивидуального подхода в воспитании состоит в том, что она направлен на укрепление положительных качеств ребенка и постепенное устранение его недостатков.
Таким образом, индивидуальный подход в воспитании подразумевает уважительное отношение к каждому учащемуся, оказание ему необходимой поддержки в развитии его личных индивидуальных качеств.
Цели и задачи индивидуального подхода в воспитании
Основные цели индивидуального подхода в воспитании:
- Обучающая цель – направлена на формирование, развитие и совершенствование знаний, умений и навыков учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей.
- Развивающая цель – предполагает формирование и развитие у детей таких качеств личности как креативность, логическое мышление и стремление к обучению, с опорой на зону ближайшего развития.
- Воспитывающая цель – предусматривает воспитания личности каждого ребенка, в широком значении данного понятия.
Кроме того, индивидуальный подход в воспитании имеет ещё одну общевоспитательную цель — оказание всяческого содействия трудовому воспитанию детей младшего школьного возраста.
Особенно актуальным это стало сейчас, когда учебная работа со специальным трудовым обучением и трудом считается основным видом воспитательной работы младших школьников и когда особенно выделяется необходимость формирования чувства долга у учащихся.
Таким образом, целью индивидуализации является одновременно сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность.
Организация индивидуального подхода в воспитании младших школьников
Основными принципами организации индивидуального подхода в воспитании детей младшего школьного возраста являются
- Принцип построение воспитательно-образовательного процесса на достаточно высоком уровне.
- Принцип динамичного освоения учебного материала.
- Принцип ведущего значения приобретаемых теоретических знаний.
- Принцип осознания учащимися значимости организованного воспитательно-образовательного процесса.
Реализация индивидуального подхода в воспитании детей младшего школьного возраста является целенаправленным и динамичным процессом. Его не стоит воспринимать как «разовое» мероприятие. Важно видеть воспитательные перспективы учащихся и делать основной упор именно на них.
Практика воспитания детей младшего показывает, что чаще всего индивидуальный подход используется в следующих случаях:
- Когда имеются проблемы в воспитании отдельных учеников. При осуществлении необходимого воспитательного воздействия педагог начинает учитывать его индивидуальные особенности, объединяет между собой детей со схожими особенностями в группы. Тем самым использование индивидуального подхода оптимизирует воспитательный процесс и усиливает воспитательное воздействие.
- Требуется обязательный учет индивидуальных особенностей ученика, их контроль или коррекция в рамках воспитательного процесса.
- Учет индивидуальностей, которые требуют специального внимания со стороны педагога, с целью их развития и совершенствования (одаренности, талант и т.д.).
В практике общеобразовательной школы, индивидуальный подход к воспитанию учащихся начальной школе крайне затруднительно, поэтому педагоги в основном ориентируются на средние показатели способностей учащихся.
Учет в воспитательном процессе индивидуальных особенностей младших школьников имеет комплексный характер и осуществляется на всех этапах работы с детьми. Индивидуализация используется в рамках отдельных методах, средствах и приемах, что способствует повышению эффективности процесса воспитания и развития учащихся.
Индивидуализация методов, средств и приемов воспитательной работы с отдельными учащимися помогает облегчить труд педагога и повысить эффективность воспитательного воздействия. Обусловлено это следующим:
- Если педагог имеет представление как те или иные индивидуальные особенности влияют на учебную деятельность учащегося, то он будет иметь представление как лучше организовать воспитательно-образовательный процесс, чтобы направить его особенности в нужно «воспитательное русло.
- Опираясь на индивидуальные особенности учащегося в воспитательном процессе, педагог перестраивает собственную работу, использует для этого разнообразные методы и средства, как традиционные, так и авторские. Всё это способствует совершенствованию его профессиональных качеств.
Таким образом, индивидуальный подход в воспитании способствует созданию необходимых предпосылок для успешного развития специфических особенностей и способностей каждого ребенка.